И проследит, чтобы они больше не ссорились
Испорченные конфликтом вокруг “Уралкалия” отношения России и Белоруссии взялся восстанавливать президент “Роснефти” Игорь Сечин. Вопреки угрозам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, он пообещал Минску полностью обеспечить страну нефтью. Но не в рамках благотворительности: “Роснефть” хочет переключить на себя все прибыльные контракты с Белоруссией, в том числе от других нефтяников. Более того, Игорь Сечин готов стать неформальным куратором в целом экономических связей двух стран, например планов российских инвесторов по покупке белорусских предприятий.
Пока некоторые российские топ-менеджеры опасаются ездить в Белоруссию на фоне ареста главы “Уралкалия” Владислава Баумгертнера, президент “Роснефти” Игорь Сечин использует ситуацию в свою пользу. Вчера он в Минске встретился с президентом Белоруссии Александром Лукашенко и главой “Белнефтехима” Игорем Жилиным. И встреча была весьма сердечной. Господин Лукашенко теперь “рассчитывает, что удастся договориться об обеспечении поставок нефти в страну в необходимых объемах”. Игоря Сечина он заверил, что Минску “выгода от работы с вами очевидна”. Глава “Роснефти” также убежден, что проблемы решены. Он рассказал Александру Лукашенко, что правительство, президент и Минэнерго РФ “помогли сохранить объемы поставок нефти” Минску.
Представители правительства и президента РФ не смогли объяснить “Ъ”, когда изменились планы сокращения поставок нефти в Белоруссию, четко изложенные профильным вице-премьером Аркадием Дворковичем после ареста господина Баумгертнера. Но никто из чиновников, в том числе в аппарате господина Дворковича, не опроверг права Игоря Сечина делать подобные заявления и их содержание. Ситуация с сокращением поставок должна была обсуждаться сегодня на встрече Аркадия Дворковича с белорусским вице-премьером Владимиром Семашко.
Но, как полагают источники “Ъ”, визит Игоря Сечина в Минск “изменил планы, и встреча перенесена на неопределенный срок”. Представитель вице-премьера это не комментирует. Квартальный график экспорта нефти в Белоруссию должен быть утвержден сегодня, говорит один из собеседников “Ъ”.
Но господин Сечин планирует не просто решить нефтяные проблемы Белоруссии — “Роснефть” теперь должна занять центральное место на этом рынке. Как говорят источники “Ъ”, около двух недель назад состоялась встреча Игоря Сечина со старшим сыном Александра Лукашенко Виктором, который занимает должность помощника президента. Господин Сечин предложил сделать “Роснефть” единственным поставщиком нефти в Белоруссию и наделить ее статусом “специмпортера”. “”Роснефть” заключит контракты со всеми белорусскими НПЗ, и все объемы придется возить через нее”,— поясняет один из собеседников “Ъ”. Как считают источники “Ъ”, Александру Лукашенко идея понравилась. “То есть с будущего года “Роснефть” может стать единым экспортером 23 млн т нефти”,— говорит один из них.
А пока компании удалось избежать сокращения поставок в сентябре из-за ремонта нефтепровода “Дружба”. Снижение должно было составить 400 тыс. т, а теперь планируется всего на 230 тыс. т.— “Роснефти” позволили прокачать свои 170 тыс. т. С начала года компания поставляет 800-850 тыс. т нефти в месяц на Мозырский и Новополоцкий НПЗ. На Мозырский НПЗ сырье поставляют “Газпром нефть” и ЛУКОЙЛ. На Новополоцкий НПЗ идет нефть “Башнефти”, “Русснефти”, “Роснефти”, “Русьвьетпетро”, “Сургутнефтегаза” и “Татнефти”.
Масштабные планы “Роснефти” могут пойти вразрез с интересами российских нефтяников, говорят собеседники “Ъ” в отрасли. Во-первых, они потеряют доступ к премиальному белорусскому направлению, а во-вторых, непонятна судьба их сбытового бизнеса в стране. Сейчас в Белоруссии работают розничные сети “Газпром нефти”, ЛУКОЙЛа и “Татнефти”. Самая крупная из них у ЛУКОЙЛа: она занимает 18% местного рынка и состоит из 81 АЗС. ЛУКОЙЛу в стране также принадлежат 5 нефтебаз и 3 газонаполнительные станции. У “Газпром нефти” — 40 АЗС, у “Татнефти” — 8. Кроме того, российские нефтяники, работающие в стране, могут экспортировать нефтепродукты, произведенные на белорусских заводах. Нефтяники вчера от комментариев отказались.
Собеседники “Ъ” в правительстве осторожно признают, что “создание специмпортера — одно из предложений”. Однако источники “Ъ” рассказывают, что планы Игоря Сечина еще масштабнее. Якобы существует идея, что президент “Роснефти” станет неформальным куратором российско-белорусского делового сотрудничества по более широкому кругу вопросов, включая приватизацию крупных предприятий, таких как МАЗ, БелАЗ, “Гродноазот” и других. Конфликт вокруг “Уралкалия” и угрозы в адрес его топ-менеджеров, а также основного владельца Сулеймана Керимова, уверяют источники “Ъ”, господина Сечина не остановят — на встрече с Александром Лукашенко глава “Роснефти” этот вопрос даже не поднимал.
В то же время эксперты предупреждают, что с темой приватизации Игорю Сечину нужно быть осторожнее. По словам замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ ВШЭ Андрея Суздальцева, в Белоруссии готовы допускать продажу активов турецким, арабским, австрийским бизнесменам, но к приватизации белорусских предприятий российским капиталом Минск относится крайне негативно. “Экономическая зависимость страны от России настолько велика, что превратится в монопольную, если присутствие российского капитала будет расширяться”,— поясняет эксперт. Кроме того, добавляет он, в рамках политического режима Белоруссии 85% экономики относится к госсектору, что образует “основу авторитарного режима Лукашенко”.
Как «Уралкалий» отказался от альянса с «Беларуськалием»
В конце июля стало известно, что совет директоров «Уралкалия» решил прекратить экспортные поставки через Белорусскую калийную компанию (БКК), определив единственным каналом экспорта своего швейцарского трейдера Uralkali trading. Сотрудничество с БКК «зашло в тупик», приводятся в сообщение слова генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера.
Кирилл Ъ-Мельников, Анна Ъ-Солодовникова, Галина Ъ-Дудина
kommersant.ru