Как предки замещали?

Комиссия по импортозамещению будет полгода собираться с мыслями

b8abbd5a8868b94ef40bd3e0d87f8e6b

Премьер-министр Дмитрий Медведев в Краснодаре провел первое заседание правительственной комиссии по импортозамещению. Несмотря на проявленный демонстративный интерес к продовольственному рынку на самом заседании, комиссию, как и предполагал “Ъ”, продовольствие интересует мало: эта структура займется активным управлением крупными машиностроительными закупками 4,5 тыс. госкомпаний и частного бизнеса, получающего господдержку. Задача выглядит столь масштабно, что до 10 января 2016 года комиссия вообще не готова выносить никаких конкретных решений.

Правительственная комиссия по импортозамещению, созданная накануне (см. “Ъ” от 9 августа), собралась вчера на свое стартовое заседание в Краснодаре. Начала комиссия со вполне предсказуемой темы — импортозамещения в агропромышленном комплексе (АПК). Профильный вице-премьер Аркадий Дворкович изложил несколько принципиальных решений в сфере АПК, принятых комиссией,— о возможном усилении ответственности за фальсификации при производстве продовольствия, о режиме зернового экспорта, о возможном субсидировании процентов по банковским кредитам на создание мощностей по глубокой переработке агросырья. Впрочем, уже открывающее выступление Дмитрия Медведева позволяло понять, что рынок продовольствия новую комиссию интересует точно не в первую очередь. Тема рассматривалась в Краснодаре потому, что вопрос об импортозамещении в АПК правительство разрабатывало с 2005 года, и он в силу этого мог быть подготовлен быстрее. В целом же, пояснил премьер-министр, комиссия будет заниматься вопросами импортозамещения в машиностроении и станкостроении, в электронике, фармацевтической и медицинской промышленности, в легкой промышленности и ряде других секторов экономики.

По существу же новая комиссия, как следует из материалов Минэкономики к краснодарскому совещанию, будет заниматься достаточно узким вопросом — это в том или ином виде управление закупками машиностроительной продукции госсектором и компаниями, получающими в том или ином виде господдержку. Сама комиссия делится на две части-подкомиссии: гражданскую под руководством Аркадия Дворковича и по вопросам ОПК, ее возглавит вице-премьер Дмитрий Рогозин. Обе подкомиссии будут иметь техническую возможность разрешать или запрещать, а также рекомендовать цены в закупках машиностроительной (в крайне широком смысле) продукции госкомпаниями — равно как и структурам, получающим господдержку при реализации инвестпроектов в сфере импортозамещения, в том числе в ВЭБе и в ФНБ. Однако очерченный Минэкономики круг инвестпроектов, в реализацию которых будет иметь право вмешиваться комиссия, крайне широк — это около 4,5 тыс. крупных компаний (предполагаемая граничная сумма инвестиций в проект — 10 млрд руб., она, судя по документам Минэкономики, пока не утверждена).

До 10 января 2016 года комиссия не вынесет ни одного конкретного решения по инвестпроектам. Это время будет потрачено на создание реестра инвестпроектов, находящихся в сфере компетенции комиссии, определение критериев продукции машиностроения, которую можно закупать за пределами РФ только под контролем комиссии, определение порядка ценового контроля, составление списков технологий, которые предполагается развивать (о непубличных технологических закупках, которые также будет контролировать комиссия, в Краснодаре вчера публично не говорили). С января 2016 года, как предполагается, комиссия, которая будет собираться не реже одного раза в квартал, перейдет в режим работы, близкий к режиму комиссии по иностранным инвестициям в стратегические отрасли.

В принципе комиссию по импортозамещению вполне можно считать “комиссией по иноинвестициям наоборот”. Судя по вчерашним комментариям Дмитрия Медведева, речь действительно идет о самой крупной попытке Белого дома с середины 2000-х систематизировать и увязать в единую систему с определенными заранее целями политику правительства, стимулирующую создание в РФ производства отдельных видов машиностроительной продукции, по которой экономика критически зависит от поставок из стран ОЭСР (и, соответственно, от внешнеторговых санкций — исходя из масштабов работы созданной комиссии, в Белом доме рассчитывают на их сохранение в течение не менее чем трех-четырех лет). Так, в ведение комиссии будут переданы промежуточные отчеты по выполнению долгосрочных инвестиционных программ госмонополий, комиссия будет и давать рекомендации правительству по правовому регулированию, и координировать разработку и коррекцию госпрограмм и ФЦП в своей сфере, и оценивать эффективность всех отраслевых программ импортозамещения.

Заявления премьер-министра вчера не содержали каких-либо резких моментов в отношении внешнеторговых партнеров РФ, без действий которых комиссию бы создавать не пришлось, напротив, Дмитрий Медведев признал: в импортозамещении “в ряде случаев придется использовать заграничные технологии”. Впрочем, в большей степени комиссия выглядит как новая попытка Белого дома создать единый инструмент влияния на госсектор и смежные сектора экономики. Госорган, основной задачей которого будет стимулирование загрузки существующих российских поставщиков и создание новых, неизбежно должен стать влиятельной силой в отношениях правительства не только с “Газпромом”, РЖД, “Транснефтью”, “Роснефтью”, компаниями ВПК, но и в работе с крупными и средними негосударственными структурами, в первую очередь клиентами ВЭБа. Если комиссии удастся наладить работу в очерченных масштабах, она рискует стать главной ареной скрытой конкурентной борьбы и большого лоббизма. Ведь комиссия претендует на полномочия, которые в отношении корпоративного сектора никогда, по крайней мере с 1993-1994 годов, не имели ни Минэкономики, ни обладающий ими лишь частично (и в основном в ОПК) Минпромторг, ни другие министерства.

Дмитрий Бутрин

Фото: www.vkpress.ru

По информации: kommersant.ru

Ранее

Битвы металлургов

Далее

Бег на месте

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru