Заявив о развороте в сторону имперской политики, Кремль пытается управлять страной по-старому
В прошлом году власть получила колоссальный аванс от общества благодаря смелым и правильным действиям, предпринятым в отношении Крыма.
Возвращение Крымского полуострова воодушевило народ, который даже не смел надеяться на подобный шаг со стороны властей страны, на протяжении не одного десятилетия игнорировавшей беды «иностранных» русских, оставшихся в 90-х за рубежами Российской Федерации.
Поэтому возвращение Крыма в 2014 году стало для россиян по-настоящему великим событием. Не только из-за самого полуострова, но также из-за открывшихся надежд на возрождение имперской политики.
Как поет Игорь Растеряев:
«У России нет никаких границ, у России есть только горизонт».
Вот как раз в расширение горизонта все и поверили. Рейтинг Владимира Путина взлетел до головокружительных высот, это была и благодарность, и аванс доверия, предполагающий будущие свершения.
Однако этот кредит, выданный власти народом полтора года назад, не бесконечен, и когда он иссякнет, люди почувствуют сильное разочарование, будучи обманутыми в лучших чувствах.
Есть ли сегодня предпосылки к этому?
Донбасс
Фронтовой 2014 год все жили в колоссальном напряжении — страшные события в Одессе, кровавая бойня в Донбассе, льющиеся с экранов потоки крови, снимки разорванных, сгоревших тел — современные технологии не позволяют мыслить о войне абстрактно. Надежды сменялись отчаянием, когда пал Славянск, или разочарованием при отказе от взятия Мариуполя, уже фактически перешедшего под контроль ополчения. Потом началась непонятная, абсурдная история минских переговоров — соглашения, в соблюдение которых не верят ни в России, ни на Украине, ни на Западе, почему-то стали основным предметом для разговоров на высшем уровне.
Мало того, российские политические лидеры постоянно говорято «территориальной целостности Украины», что неимоверно бесит украинцев, потерявших Крым и уверенных в наличии российской армии в Донбассе и повергает в уныние россиян, порождая упаднические разговоры в духе «все пропало».
Практического смысла в этой тактике нет: наши западные «партнеры» — отнюдь не глупы, смешно думать, что НАТО не начинает войну только потому, что Путин сказал, что выступает за мирное урегулирование на Украине. Российская армия входит в тройку сильнейших армий мира, так что война с нами несет ощутимые издержки даже для целого военного блока с многократно превосходящим военным бюджетом — хотя альянс готовится к подобному сценарию, стягивая свои силы к нашим западным границам.
На отмену экономических санкций также рассчитывать явно не приходится. Напротив, перечень ограничений только расширяется, на минувшей неделе США внесли в «черный список» еще 11 российских граждан и 15 компаний.
Впрочем, необходимо отметить, что Россия помогает народным республикам успешно удерживать свои позиции. Но эти территории столь малы, что центры ДНР и ЛНР ежедневно обстреливаются украинской артиллерией — особенно тяжело приходится Донецку, так как ВСУ стоят прямо на подступах к нему. Что интересно, Минские соглашения, если посмотреть на карту, предполагают отвод ополченцами военной техники даже из Донецка и Луганска при создании требуемой 50-километровой демилитаризованной зоны. Впрочем, Минские соглашения не выполняются на практике, просто конфликт перешел в затяжную фазу. Тем временем киевские власти постарались укрепить свои позиции не только на линии фронта, но и в потенциально «сепаратистских» городах Восточной Украины — Одессе, Харькове, Мариуполе и других населенных пунктах.
Сторонники теории «хитрого плана» говорят, что Кремль рассчитывает вернуть всю Украину в сферу влияния России, однако заметных подвижек в этом направлении пока нет.
Москва поставила себя в уязвимое положение, изображая, что не имеет отношения к событиям в Донбассе и называя эту войну «внутренним конфликтом украинского народа» вместо того, чтобы публично поддержать движение за независимость в этом регионе — как было сделано в Крыму. Такая позиция является автоматическим признанием вины в том случае, если российских военных все-таки найдут в Донбассе.
Крым
Решение главного для полуострова вопроса связи с материком за полтора года не сдвинулось с мертвой точки. Единственно, что было сделано — увеличили количество паромов на Керченском проливе, и в этом году уже не слышно про многодневные очереди из автомобилей. Однако паромная переправа не способна заменить собой мост или тоннель, строительство которых до сих пор даже не заложено — вместо этого, видимо, спешно строят стадионы к ЧМ-2018. Вот в этом деле все сроки действительно неуклонно соблюдаются. Тем временем в Египте, стране несравненно более бедной, чем Россия, за минувший год вырыли новую ветку Суэцкого канала, потратив на это 8,2 млрд долларов, инвестированных непосредственно гражданами, новая ветка имеет протяженность в 35 километров, а в целом работы велись на участках, имеющих протяженность 72 км.
Экономика
Экономические санкции, снижение цен на нефть и снижение курса рубля не могли не оказать влияние на российскую экономику. Инфляция вкупе с растущей безработицей уже отразились на повседневной жизни россиян — к примеру, недавно исследовательский холдинг «Ромир» выяснил, что все большее число россиян переходит на товары со скидками, вынуждены выискивать самые дешевые магазины, чтобы сэкономить на приобретении еды. Таким образом население вынуждено купировать для себя последствия высокой инфляции, и это довольно грустно выглядит, хотя люди в большинстве своем относятся с пониманием к сложившейся ситуации и не сильно ропщут. Со своей стороны ЦБ пытается ограничивать рост цен путем манипуляций с основной ставкой, возлагая надежды на… снижение потребительского спроса. Об этом сообщается прямым текстом. То есть, для того, чтобы не росли розничные цены, правительство намерено держать в «черном теле» и население, и бизнес, который не может развиваться из-за дефицита доступных кредитов. Такая тактика похожа на замкнутый круг — без роста производства сложно будет «отвязать» экономику от импортных товаров, а это, в свою очередь, поставит уровень цен в стране в прямую зависимость от курса рубля по отношению к иностранным валютам. Как отмечают многие аналитики, политика «замораживания» экономики без развития реального сектора ни к чему хорошему в перспективе не приведет. В то же время торговые сети, существование или процветание которых имеет сугубо остаточное значение для общества, почему-то не облагаются особыми ограничениями и продолжают накручивать неадекватные наценки на товары даже российского производства.
Ближний Восток
Россия практически полностью вытеснена из региона, дипломатический триумф Путина и Лаврова по Сирии 2013 года оказался аннулирован одним распоряжением американского президента. Обама приказал бомбить правительственные войска и объекты в том случае, если они «будут угрожать американским лагерям подготовки бойцов сирийской оппозиции», что означает начало военной операции против Дамаска. Снова поднята тема химического оружия, которое, якобы, применил ранее Башар Асад против мирного населения — на этой версии настаивает Вашингтон.
Москве нечего противопоставить этим угрозам — предложение Сергея Лаврова привлечь Башара Асада к борьбе с «Исламским государством» * звучит довольно странно, учитывая тот факт, что именно Асад на протяжении всех предыдущих лет был основным борцом с ИГ и другими группировками исламских радикалов.
Страх Москвы испортить отношения с Западом, из-за которого сотрудничество с Ираном сокращалось год от года вынудил Тегеран пойти на сближение с Вашингтоном, дистанцировавшись от России, что может иметь для нас не только политические (потеря последнего союзника в регионе), но и экономические последствия — можно представить, что будет с мировыми ценами на нефть, если к дешевым энергоносителям, выбрасываемым на рынок «Исламским государством» добавится поток топлива из Ирана.
Внутренняя политика
В 2014 году могло показаться, что тектонические перемены в судьбе России, прямая конфронтация с Западом заставит власть более пристально взглянуть на собственный народ, не через опросы ВЦИОМа, а в реальности. Такие преобразования, перед необходимостью которых поставлена сегодня страна, требуют оздоровления элит и сплоченности народа.
Однако, элиты, судя по всему, не желают перекраивать свой привычный образ жизни, хотя, надо признать, какие-то меры для этого все же были приняты. Это, к примеру, закон о двойном гражданстве, обязывающий чиновников озвучить информацию о наличии иностранных паспортов. Однако предложение Оксаны Дмитриевой обязать чиновников уведомлять о наличии второго гражданства у своих ближайших родственников, жен и детей было отклонено.
Положительной тенденцией являются участившиеся аресты чиновников-коррупционеров, самым громким из которых стало дело сахалинского главыХорошавина. Однако, при этом слухи про то, что другая известная осужденная чиновница Евгения Васильева не отбывает в действительности свое наказание, очень похожи на правду.
История с часами Дмитрия Пескова, даже в том случае, если они действительно стоят значительно меньше 620 тысяч долларов и подарены супругой, оставила неприятный осадок в сознании многих граждан — ведь главным выводом из этой истории является то, что представители власти не считают своей обязанностью отчитываться перед народом об источниках подобной роскоши. Этот скандал, разумеется, является случаем частным — но весьма симптоматичным. Как после этого можно призывать народ «затягивать пояса» ради преодоления экономического кризиса, не встретив раздраженной реакции людей, вынужденных искать скидки в продуктовых магазинах?
Какого сплочения с властью можно ждать от патриотично настроенных граждан, если власть зачем-то бросает в тюрьму Юрия Мухина, старика, инвалида 3-й группы, перенесшего операцию на сердце, а также двух его товарищей Парфенова и Соколова по достаточно странному обвинению — якобы, он продолжал заниматься экстремистской деятельностью. Взгляды Мухина можно не разделять и не поддерживать, кто-то считает его статьи и книги конспирологией, но что он всегда был настоящим патриотом — в этом нет сомнений. И сложно себе представить, каким образом этот больной старик мог «продолжать» какую-то экстремистскую деятельность — впрочем, под «экстремизмом» в данном случае подразумевается просто инициатива по проведению референдумов, оценивающих эффективность власти.
В целом подобная политика способна в перспективе вызвать глубокое разочарование народа, воодушевившегося в 2014 году действиями власти. Пока недовольных мало: экономические трудности люди выносят стоически, надежды на независимость Донбасса также пока есть, в целом, к огрехам власти в той или иной сфере пока большинство россиян относится достаточно спокойно, ожидая успехов в будущем — тем более что госпропаганда представляет все самом положительном свете. Но это положение может стремительно изменится в том случае, если разочарование будет слишком сильным — тогда власти припомнят и часы, и сожженный сыр, и снижение уровня жизни, и Минские соглашения — как говорится, «любят ни за что, ненавидят за все». Для того чтобы переметнуться с провластных интернет-ресурсов на критикующие власть, человеку достаточно сделать несколько кликов мышью. Все перемены общественного настроения в современном мире происходят достаточно быстро — можно вспомнить, как стремительно и неожиданно страну захватила волна протестных настроений в 2011—2012 годах.
Объявив о развороте в сторону сильной, имперской политики полтора года назад, российская власть до сих пор не избавилась от боязни радикальных перемен, напоминая порой человека, пытающегося досмотреть сон в горящей спальне. Не может расстаться с привычным образом жизни и работы, выйти из зоны комфорта, сойти с наезженной колеи, в то время как страна нуждается в новой стратегии и смелых решениях. В принципиально новых условиях Кремль пытается управлять страной по-старому, как три, пять лет назад — и в этом заключается самая большая проблема России на сегодняшний день.
Надежда Алексеева
Фото: www.svoboda.org
По информации: svpressa.ru