Возобновления роста ждут не ранее четвертого квартала
Российская промышленность не спешит сбавлять темпы падения выпуска — в июле промпроизводство год к году сократилось на 4,7%, отчитался вчера Росстат. За минувший месяц некоторое улучшение произошло в добыче, но в обработке ситуация остается неоднозначной: автопром, производство стройматериалов и оборудования продолжают падать, при этом экспорт и замещение импорта поддержали химпром. Условий для отскока в остальных отраслях эксперты пока не видят, начала восстановления власти ждут не раньше четвертого квартала.
В июле 2015 года промпроизводство в годовом выражении сократилось на 4,7% против 4,8-процентного спада месяцем ранее, свидетельствуют опубликованные вчера данные Росстата. За семь месяцев с начала года спад составил 3% (против минус 2,7% в январе-июне). Наконец, по сравнению с выпуском июня июльский показатель выпуска с учетом сезонности не изменился.
В ЦМАКП, пересчитав эффект снятия сезонности, выявили, что рост в июле (к июню) все же наблюдался — на 0,2-0,3%. Основной вклад в прирост внесла добыча нефти, угля и руды: 0,7% месяц к месяцу, и 0,2% год к году (по газу Росстат не предоставил данных, в последние месяцы объем его добычи сокращался). В обработке же прирост оказался минимальным — на 0,1%. “Речь здесь не идет об отскоке — макроэкономические факторы этого не предполагают, скорее о нащупывании дна, о чем свидетельствует и состояние косвенных индикаторов, таких как электропотребление и объем грузоперевозок”,— говорит руководитель направления “Реальный сектор” ЦМАКП Владимир Сальников.
В годовом выражении в обработке, по данным Росстата, спад в июле усилился: 7,1% против 6,6% в июне (и минус 8,3% в мае). Впрочем, июньское замедление темпов эксперты тогда объясняли календарным фактором (большее число рабочих дней, чем год назад). В июле продолжилось падение в автопроме и производстве техники и стройматериалов, машиностроении. Рост наблюдался в пищепроме (в частности, по рыбе и сезонным заготовкам), а также в нефтепереработке и в химпроме. “Химическая отрасль — единственная, где идет замещение импорта и растет экспорт (по пластмассам, каучуку рост выпуска на 10-30% год к году.— “Ъ”). Наметился и легкий рост в производстве машин и оборудования, который, однако, пока несопоставим с глубиной прежнего падения”,— отмечает Владимир Сальников.
Говорить о смене тенденции рано, фактически промышленность переживает вторую волну шока из-за нестабильности внешних факторов (курса рубля, стоимости нефти), полагает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ-ВШЭ Георгий Остапкович. По словам эксперта, из-за отложенного спроса на жилье и сворачивания инвестпроектов сохранится спад в производстве стройматериалов, из-за ослабления юаня может обостриться ситуация в металлургии (если китайские поставщики начнут демпинговать). Не дают ясности и результаты исследований ожиданий промышленников: в ИЭП им. Егора Гайдара по итогам июльского опроса зафиксировали некоторое улучшение спроса, которое, однако, еще не отразилось на выпуске компаний-респондентов.
Согласно прогнозу Минэкономики, промышленность будет находиться на дне до конца квартала, в конце года начнется постепенное восстановление выпуска. В своем вчерашнем комментарии ведомство сослалось на наметившуюся в июне стабилизацию производства инвестиционных товаров, которая продолжилась в июле. “В условиях слабого рубля лидерами восстановления производства в дальнейшем выступят экспортеры сырья, удобрений, а также металлурги”,— надеются в ведомстве.
К концу года глубина спада действительно может немного сократиться — примерно до 2,7%, ожидают в НИУ-ВШЭ. В четвертом квартале обычно выше деловая активность, прирост может обеспечить и продукция с длинным циклом — та же оборонка, плюс Росстат может досчитать неформальную деятельность, поясняет Георгий Остапкович.