Удвоение ценников, тайные вечеринки под русский фольклор и другие особенности свадеб и корпоративов 2010-х
Маленький вертолёт аккуратно завис над огромной яхтой, и оттуда по веревочной лестнице в него поднялся мой далеко не юный, но спортивно сложенный клиент. Крупный бизнесмен в обычной жизни, в этот день он исполнял роль героического охотника: собирался убить большую белую акулу, которая уже неделю кошмарила туристов, появляясь у пляжей португальской курортной зоны. На борту вертолета был приготовлен арсенал крупнокалиберных ружей, способных не то, что акулу, но даже подводную лодку разнести парой выстрелов.
Акула – не первое животное, пристреленное моим клиентом за годы нашего сотрудничества. У него хобби такое – спасение людей от всяческих хищников, ставших угрозой для человечества. Менеджерам моего агентства раз за разом приходится разыскивать в новостных лентах регионов России и других стран сообщения о нападениях зверюг на людей, а затем организовывать охоту, пока наш герой летит туда на личном самолёте.
Началось всё в далёком 1998 году в одном элитном казино Москвы. После шоу, устроенного там нашей фирмой, ко мне подошел крупный предприниматель, оказавшийся партнером по бизнесу моего нынешнего клиента, и попросил «что-нибудь придумать» ко дню рождения друга. Какой-то «нематериальный подарок».
Тогда я много сотрудничал с казино, устраивая для них шоу-программы с розыгрышами люксовых авто и крупными джек-потами. Состоятельные завсегдатаи игорных домов после этих шоу часто обращались ко мне с заказами своих собственных праздников. Каждый раз они ставили задачу «УДИВИТЬ», а удивлять их было очень не просто, ибо всё, что предлагала мировая индустрия развлечений, им было доступно.
И я пошел от обратного. Вместо шикарного торжества в модном ресторане, предложил устроить имениннику необычную охоту: на огромных крыс, чья колония обосновалась в амбарах подвала одного заброшенного московского особнячка, реконструкция которого затянулась на годы.
Накануне я встретил в газете сообщение столичных диггеров о том, что крысы эти по ночам выходят стаями из своего подвала и терроризируют местные кафешки, ресторанчики и даже жилые дома в окрестностях. Я взялся организовать парням день рождения на охоте в качестве этакого отряда спецназа, который спасает город от зубастой угрозы.
Идея квеста вызвала восторг, так что вместе с начальником личной охраны заказчика я закупил полный комплект спецназовского обмундирования и вооружения для отряда охотников. В итоге вместо одного вечера они охотились на крыс целую неделю, как на работу приезжая из своих офисов в организованный штаб. Поделив этих ребят по возрасту и статусу, я отправлял их боевыми группами в подвалы, чтобы безжалостно бить там из ружей и пистолетов крысиную угрозу столицы. Именинник был невероятно доволен подарком и азартнее всех участвовал в охоте.
После он попросил еще раз устроить ему нечто похожее и именно с миссией спасения. Так начались наши полеты в заснеженную тайгу, спасать от обнаглевших волков сибирскую деревню, а еще на Камчатку, где он застрелил медведя, нападавшего на жителей маленького посёлка, и даже в Африку, чтобы сразить агрессивного носорога, затоптавшего женщину и чуть не убившего ребенка. Много было мест, куда этот состоятельный охотник и его друзья отправлялись со спасательной миссией.
Удивить олигарха
Удивлять персон из мира крупного бизнеса и политики – моя работа уже более 15 лет.
За это время я видел всякое, и нынешняя акулья погоня – далеко не самое сложное и масштабное, что мне пришлось организовывать.
В лихие девяностые у российских предпринимателей и чиновников было нормой показать всей стране, как круто, по-купечески и с размахом гуляют они. Специально для этого приглашались звёзды отечественной и мировой эстрады, арендовались дворцы и роскошные усадьбы, за моими клиентами заезжали шикарные ретро или люксовые автомобили, а также аэростаты, грузовые самолёты, превращенные в банкетные залы, и даже танки, выкрашенные в розовый цвет для доставки невест к загсу.
От меня и моего праздничного агентства требовалось, чтобы заказчики, их гости, а, главное, журналисты и широкая общественность каждый раз восклицали «Wow!». Чем больше нас обсуждают, тем лучше: «первым уровнем вау-эффекта» мы называли результат, когда наш праздник или PR-акция была на устах у всех публичных персон, вторым уровнем – когда о событии писала пресса, а третьей, высшей степенью «вау-эффекта» считалось мероприятие, о котором сообщало ТВ.
Помню, в конце 90-х обратился ко мне владелец нескольких люксовых ресторанов Санкт-Петербурга: он купил и собирался реконструировать один старый, легендарный ресторан и просил по этому поводу устроить такую вечеринку, которую бы обсуждали все. Все было исполнено: чопорные дамы и господа, пришедшие на банкет парадных смокингах и вечерних платьях, собственноручно крушили роскошные интерьеры здания, ломая мебель, сцену, барную стойку, огромные тяжелые люстры и гигантские зеркала в лепных рамах. Об этом прощальном банкете написали сразу несколько журналов для местной элиты.
Однажды я устраивал свадьбу, которая должна была прогреметь на всю Москву: такое пожелание было у одного бизнесмена и его девушки, подъехавших к моему офису на мотоцикле. Оба в одежде из дорогой черной кожи с шипами и клёпками. В итоге в «самый счастливый день в жизни» они подкатили к загсу во главе грохочущей колонны из 60 мотоциклов Harley-Davidson: жених с бабочкой на небритой шее, в кожаной жилетке на голое тело, и невеста в ботфортах, кожаных шортах и корсете на заклёпках. Из традиционного свадебного наряда девушка надела только фату и белые кружевные перчатки. Свадьба, начавшаяся под «Марш Мендельсона» в рок-обработке и завершившаяся балом байкеров в заброшенной штольне метрополитена, наделала много шума в столице.
Таких примеров из той эпохи, когда состоятельные персоны заказывали праздники «на показ», совсем не мало. Там были и рыцарские турниры в декорации средневековой крепости, и торты размером с автомобиль, и приключения в императорских вагонах, отправленных рейсом Москва — Санкт-Петербург, а также танковые сражения на знаменитом полигоне, бомбардировка частного бассейна арбузами, концерты в катакомбах под Большим театром – люди с большими деньгами соревновались, гремя праздниками и демонстрируя свое богатство.
Конец прекрасной эпохи
Шумные времена завершились лет пять назад. На фоне общих экономических трудностей, в коих находилась бОльшая часть граждан страны, общественность явно стала раздражать привычка состоятельных персон шиковать и сорить деньгами. Да и власти с неодобрением стали относиться к демонстрации богатства, начали обращать внимание на источники доходов тех, кто бравировал их наличием.
Нет-нет, самих заказов меньше не стало, бюджеты на праздничные мероприятия не похудели.
Просто их стали проводить там, где публика не может видеть, с каким великолепием они устраиваются. Кроме того, среди гостей стало не комильфо афишировать, что они видели и где это происходило.
Так началась «европейская эпоха»: многие клиенты праздничных агентств стали заказывать свадьбы, юбилеи и даже детские праздники за границей. Работа нашей компании переместилась в замки, виллы и яхт-клубы Европы, и для сотрудничества с зарубежными артистами мне даже понадобилось открыть филиал агентства в Швейцарии.
Спрос принес скачок цен: богатые русские клиенты не мелочились. Теперь, чтобы провести праздник господ из России во французском замке, итальянском отеле или ночном клубе Германии, приходилось переплачивать почти вдвое по сравнению с ценами пятилетней давности. Аренда, раньше стоившая 10 000 — 100 000 евро в день, стала обходиться минимум в 20 000 евро и зашкаливать за €300 000. Недавно готовили «Гусарский бал» во французском шато XIX века по случаю свадьбы одного нашего соотечественника, так владельцы усадьбы запросили €500 000 за два дня ренты. Я доторговался до €400 000, хотя собственники шато никогда не получили бы и половины такой суммы от жениха из Франции.
Подобная картина и с гонорарами артистов: ценник удвоился. Знаменитый итальянский тенор вместо 250 000 евро мог попросить €500 000, а легендарная американская рок группа объявляла вместо $500 000 за концерт целый $1 млн. При этом для своих соотечественников те же певцы выступали с меньшим гонораром. Так что нам приходилось секретничать даже с артистами, не раскрывая до поры, для кого мы делаем праздник.
Идем на восток
Смена геополитической обстановки в мире принесла новый тренд в праздники наших состоятельных клиентов.
С введением санкций против России многие заказчики стали предпочитать арабские и азиатские страны. Либо вернулись в Россию: спросом теперь пользуются такие регионы, как Краснодарский край, Крым, Алтай и Карелия. Однако секретность не пропала, даже наоборот.
Главной сложностью в моей работе сейчас стал не вопрос «как удивить заказчика», а «как сделать его праздник тайным» — скрытым от журналистов и общественности.
В тематике частных и корпоративных вечеринок резонно выделилась тяга к русским национальным традициям. Свадьбы и юбилеи лета 2015 года во многом были похожи на Масленицу. Площадки для торжеств, проходящих за закрытыми дверями, кухня, музыка и забавы для гостей часто приближены к русскому фольклору.
Вернулись из забытья песенные и танцевальные коллективы, которые не были востребованы долгие годы, а это снизило и праздничные бюджеты, которые снова расходуются в рублях. Впрочем, боюсь, это не надолго: спрос всегда способствует скачку цен, так что российские артисты по этому параметру скоро смогут конкурировать с западными.
Сергей Князев
Фото: www.forbes.ru
По информации: forbes.ru