Его фильм «Франкофония» остался без наград в Венеции
72-й Венецианский кинофестиваль завершился победой латиноамериканской картины «Издалека» дебютанта Лоренцо Вигаса. Фильм Александра Сокурова «Франкофония», представлявший Францию, Нидерланды и Германию, так и остался с единственным призом федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora. Большое жюри во главе с режиссером мексиканского происхождения Альфонсо Куароном наград для нее не нашло.
Итоги Венеции — всего лишь частное мнение конкретного жюри, в работе которого помимо Куарона приняли участие еще два сильных режиссера — Нури Бильге Джейлан из Турции и поляк Павел Павликовский из Британии. Будь субординация иной и кто-то из них возглавил бы жюри, все могло сложиться иначе. «Франкофония», весь фестиваль числившаяся в лидерах у зрителей и в рейтингах прессы, не впечатлила жюри. Если бы в нем заседали исключительно европейцы, логика была бы ясна, поскольку и высказывания Сокурова на фестивале были не вполне политкорректны по отношению к Европе, и сам фильм вызвал множество обид. Не зря же его отверг Каннский кинофестиваль. Взаимоотношения Германии и Франции в период Второй мировой войны показаны в «Франкофонии» нелицеприятно. Но вряд ли именно этот довод для жюри стал основополагающим. Очевидно, «Франкофония» просто не произвела на него должного художественного впечатления либо была вытеснена в ходе споров. Так бывает, когда не могут прийти к единомыслию и отдают в итоге предпочтение совсем не тому, кто занимал умы. Не стоит никого обвинять. Да и о вкусах не спорят. Сокуров, имеющий «Золотого льва» Венеции за «Фауста», мог бы вообще не участвовать в конкурсе, как делают некоторые мэтры. Например, Вуди Аллен охотно предоставляет новые картины фестивалям, но только во внеконкурсную программу. Сокуров не боится рисковать, на лаврах не почивает, но, конечно же, как всякий чувствительный человек, переживает, что «Франкофонию» не отметило жюри.
Главная награда «Золотой лев» досталась фильму, произведенному Венесуэлой и Мексикой, «Издалека» Лоренцо Вигаса — венесуэльца, получившего образование в киношколе Нью-Йорка, сына известного художника. Для дебютанта это очень крепкая работа. Лет десять назад Вигас участвовал с короткометражкой в Каннском кинофестивале, а потом занимался какими-то другими делами. Он — взрослый, сложившийся человек, ему под сорок. «Издалека» — про так называемый «комплекс девственности». «Наступает такой момент в детстве, когда ты открываешь свое тело, — говорит Лоренцо, — начинаешь прислушиваться к нему, любить касания, открываешь его внешнюю жизнь. Но иногда случается, что ты становишься заложником «комплекса девственности». Возможно, это случилось с Армандо». Главный герой заманивает молодых ребят в свой дом, но только издалека любуется их телами, никогда не прикасаясь, и платит за это деньги. Но случится так, что один из его гостей почувствует к нему влечение. Армандо сыграл талантливый 59-летний чилийский актер Альфредо Кастро. Хорош и его юный партнер, который вполне мог бы претендовать на премию Марчелло Мастроянни, присуждаемую в Венеции лучшему молодому актеру. Но жюри отдало ее малолетнему исполнителю Абрахаму Атте из американского фильма «Безродные звери» Кэри Фукунага. Он сыграл нигерийского подростка, оказавшегося в жерле гражданской войны. Способный, конечно, ребенок, но еще неизвестно, каким актером станет, когда подрастет, и станет ли вообще.
Большой приз жюри (второй по значимости) — у анимационной американской ленты «Аномализа» Чарли Кауфмана и Дюка Джонсона о фатальном одиночестве человека. Оценили, возможно, не сам фильм, хотя он очень достойный, сколько смелость Кауфмана, замахнувшегося на мультипликацию. За режиссуру «Серебряным львом» отметили опять-таки латиноамериканского режиссера — аргентинца Пабло Траперо за крепкую, но малооригинальную семейную драму «Клан» о преступной группировке 80-х, похищающей и убивающей людей в корыстных целях.
Как и год назад, спецприз жюри достался турецкой картине «Безумие», созданной в копродкукции с Францией и Катаром, — одной из самых сильных в более чем скромном конкурсе нынешнего года. Это второй фильм в биографии Эмина Альпера, и смелое политическое высказывание, которое наверняка без энтузиазма встретили на родине режиссера. Он рассказывает о двух братьях, один из которых возвращается после 20-летнего заключения. Как говорил сам режиссер, его фильм о хрупкости демократии и механизме, превращающем «маленького человека» в инструмент насилия.
Актерские награды «Кубки Вольпи» разошлись непредсказуемо. Один из них получила 49-летняя итальянская актриса Валерия Голино. Она, как и ее героиня в довольно пошлом и претенциозном фильме «Ради нашей любви» Джузеппе Гаудино, — неаполитанка. И уже имеет один «Кубок Вольпи» 1986 года. В Венеции она стала просто королевой бала накануне закрытия фестиваля, когда вышла на звездную дорожку представлять свой фильм. Собравшаяся в большом количестве итальянская публика приветствовала ее криками и визгом. Празднику не помешала даже демонстрация венецианцев, которые колонной прошли через центр острова Лидо к фестивальному дворцу с социальными требованиями. И день они выбрали неслучайный, понимая, что к итальянской картине будет приковано максимум внимания, соберется много народу и прессы. Так оно и случилось. Отмечен «Кубком Вольпи» и 63-летний французский актер Фабрис Лукини, который, безусловно, хорош, но ничего нового для себя не сыграл в картине «Горностай» Кристиана Венсана, где у него роль непреклонного судьи, к которому неожиданно пришла поздняя любовь. «Горностай» принес Кристиану Венсану еще и награду за сценарий. Многовато для такого скромного фильма. Но, видимо, тема правосудия и дефицита человечности важна для современного зрителя и, как оказалось, для жюри.
Светлана Хохрякова
Фото: rg.ru
По информации: МК