Граждане платят за капремонт лучше местных властей
С передачей обязанности финансировать капремонт многоквартирных домов от федерального центра собственникам жилья возникла новая проблема — регионы и муниципалитеты закладывают в свои бюджеты недостаточно средств на эти цели либо вообще не делают этого. Как сообщили “Ъ” в Минстрое, в среднем по России с субъектов РФ собрано около 70% взносов, а с местных властей — 57%. Нередки случаи нулевого уровня внесения платежей региональных и муниципальных собственников — чего граждане себе, как правило, не позволяют.
После того как правительство сложило с себя обязанность по финансированию капремонта многоквартирных домов, взносы на эти цели должны уплачивать собственники. Эта обязанность была введена в 2012 году (фактически — с прошлого года). До 2014 года софинансирование региональных программ капремонта производилось за счет средств госкорпорции “Фонд содействия реформированию ЖКХ”, собственники платили лишь 5% от стоимости ремонта. Размер сборов устанавливается региональными властями — в Москве он равен 15 руб. с 1 кв. м. Уплачивать их должны не только граждане, но и другие собственники жилья, включая федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления.
По данным наблюдательного совета фонда ЖКХ, самыми дисциплинированными плательщиками пока можно назвать граждан. Собираемость взносов с них (по состоянию на сентябрь) составляет 70,8%, рассказала “Ъ” исполнительный директор НП “ЖКХ-Контроль” Светлана Разворотнева (входит в набсовет). Хуже всего взносы платятся в регионах Северного Кавказа: например, в Ингушетии — менее 1%, в Кабардино-Балкарии — 3%. Наибольшая собираемость отмечается в Татарстане, где программа действует не первый год, а также в Санкт-Петербурге, где установлен минимальный по стране взнос (более 90%).
Региональные собственники уплачивают взносы примерно на том же уровне — как сообщили “Ъ” в Минстрое, у них собираемость достигает 70%. Муниципалитеты, по данным министерства, платят менее охотно — 57%. Однако, говорит Светлана Разворотнева, многие субъекты заложили в свои бюджеты меньше средств на программу, чем необходимо, а столкнувшись с кризисом, испытывают трудности. Местные власти, говорит она, и вовсе не закладывают эти расходы в свои бюджеты. Так, во многих регионах и муниципалитетах, по предварительным данным, собираемость взносов вовсе нулевая — например, в Ивановской области и в Республике Карелия.
Данных по собираемости взносов с федеральных органов у Минстроя пока нет. В НП “ЖКХ-Контроль” подтверждают, что целостной статистики по этой категории собственников еще нет. Однако, по словам Светланы Разворотневой, федеральный собственник — “плохой плательщик”. По ее словам, проблемы с уплатой взносов были, например, у Минобороны — оно владеет самым крупным жилым фондом среди федеральных органов. Ранее сообщалось, что собираемость взносов с федеральных органов, по данным ОНФ, по десяти представившим информацию регионам составила всего 4%.
Согласно Жилищному кодексу, собственникам, несвоевременно или не полностью уплатившим взносы на капремонт, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. “Механизм привлечения к ответственности за неуплату взносов только начинает работать — пени начисляются лишь в случае неплатежей в течение года, а во многих регионах этот срок только начал истекать”,— поясняет Светлана Разворотнева. Но, по ее словам, в Башкирии региональные операторы уже начали подавать в суд на неплательщиков. На Северном Кавказе ситуация сложнее — судебные издержки непосильны для региональных операторов, добавляет госпожа Разворотнева. Однако, продолжает эксперт, сама возможность взыскания взносов и пеней в судебном порядке уже дает “моральный эффект” — граждане стараются погасить задолженность до судебных разбирательств.