Министры обороны альянса обсудят действия России в зоне конфликта
В Брюсселе сегодня пройдет заседание министров обороны стран—членов НАТО, одними из ключевых тем которого станут ситуация в Сирии и последствия начала операции РФ по борьбе с группировкой “Исламское государство”. Собеседники “Ъ” в штаб-квартире альянса называют недавнее вторжение российского самолета в воздушное пространство Турции (страна—член НАТО) “спланированной провокацией”, однако добавляют: в любых условиях необходимо сохранять контакты с Москвой — по крайней мере на уровне военных.
Последние полтора года в центре внимания участников министерских заседаний НАТО неизменно была ситуация на Украине. Однако в этот раз на брифингах для журналистов в штаб-квартире альянса, предварявших сегодняшнее заседание, об украинском конфликте и роли Москвы в нем практически не говорили. Министры сегодня будут вспоминать Россию в ином контексте — сирийском. В частности, речь пойдет о недавнем непродолжительном вторжении российской авиации, участвующей в операции против запрещенной в РФ террористической группировки “Исламское государство” (ИГ), в воздушное пространство Турции (см. “Ъ” от 7 октября).
По версии Минобороны РФ, 3 октября российский Су-30 на несколько секунд зашел в турецкое воздушное пространство “вследствие неблагоприятных погодных условий”. Вместе с тем собеседник “Ъ” в штаб-квартире НАТО вчера рассказал, что инцидент на границе между Сирией и Турцией в альянсе считают не случайностью, а “во многом спланированной провокацией”. Такой вывод в НАТО сделали, проанализировав траекторию полета самолета и приняв во внимание тот факт, что (по версии альянса) экипаж не отвечал турецким диспетчерам. В Анкаре и Брюсселе утверждают, что нечто подобное произошло и на следующий день, 4 октября. В понедельник в бельгийской столице состоялось экстренное заседание Североатлантического совета, участники которого единогласно выразили свою поддержку Анкаре. А во вторник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил России концом дружбы и вмешательством НАТО. Впрочем, говоря о реакции альянса на возможное повторение инцидентов, собеседник “Ъ” в штаб-квартире НАТО заверил: “Турция сама может противодействовать подобным действиям. Для России имеет смысл отказаться от такой практики, чтобы не спровоцировать жесткий ответ турецкой стороны”.
Между тем вчера министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил: Москва “наладила контакты с турецкими партнерами”. “На уровне центрального командного пункта турецкой армии и национального центра управления обороной (РФ.— “Ъ”) налажена прямая связь для обеспечения нашей работы вблизи турецкой границы для того, чтобы не допускать инцидентов с пересечением границы в воздушном пространстве”,— доложил он президенту РФ Владимиру Путину. При этом Сергей Шойгу вновь подчеркнул, что Россия надеется на сотрудничество с США в борьбе с “Исламским государством”.
В НАТО отмечают, что напрямую не вовлечены в борьбу с “Исламским государством” и формально не являются участником возглавляемой США коалиции. Вместе с тем действия Москвы на сирийском направлении будут активно обсуждаться на сегодняшней встрече министров. Накануне генсек альянса Йенс Столтенберг выразил озабоченность в связи с тем, что Россия “атакует не ИГ, а сирийскую оппозицию и гражданских лиц”, а также “размещает в Сирии значительные силы”. “Могу подтвердить, что мы наблюдали значительное усиление российского военного присутствия в Сирии: военно-воздушные силы, системы противовоздушной обороны, а также наземный контингент, связанный с авиабазой, которая у них есть,— рассказал он.— Мы также наблюдали усиление военно-морского присутствия российских кораблей и военно-морских мощностей за пределами Сирии или в восточной части Средиземноморья”.
Тем не менее в Североатлантическом альянсе не исключают возможности если не сотрудничества, то хотя бы координации действий с Россией, в том числе на сирийском направлении. “Каналы общения между военными НАТО и России остаются открытыми”,— заверил вчера постпред США при альянсе Дуглас Льют, напомнив и о контактах на высшем политическом уровне (например, недавняя встреча на заседании Генассамблеи ООН главы МИД РФ Сергея Лаврова и генсека Йенса Столтенберга). При этом НАТО из-за разногласий по Украине еще 1 апреля 2014 года приостановило все программы сотрудничества с Россией — в том числе и в военной сфере.
Между тем, как стало известно “Ъ”, во вторник Йенс Столтенберг дал поручение военному командованию НАТО (председателю военного комитета НАТО генералу Петру Павлу и главнокомандующему объединенными силами в Европе Филипу Бридлаву) в самое ближайшее время связаться по телефону с начальником Генштаба РФ Валерием Герасимовым. Впрочем, по данным источников “Ъ” в Минобороны РФ, на момент сдачи номера в печать на связь с Москвой Брюссель не выходил.