Чиновники смогут получать иностранные ордена и медали только с согласия президента
Чиновники, которых назначил президент, смогут получать зарубежные награды только с его разрешения. Такой порядок утвердил вчера своим указом Владимир Путин, предложив всем властным структурам ввести аналогичные меры. Эта практика принята “во всех странах”, сказал “Ъ” пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Депутаты Госдумы уверены, что “депутат — не госслужащий” и не обязан просить разрешения на награду.
Президент утвердил порядок, которого должны придерживаться госслужащие в случае, если иностранное государство намерено вручить им награду или присвоить почетное звание. Это касается военнослужащих, работников таможни, а также всех должностных лиц, назначаемых президентом,— к ним относятся глава правительства, судьи Конституционного, Верховного судов и все федеральные судьи, глава Центробанка, генпрокурор, глава Следственного комитета, члены Совета безопасности, президентская администрация. Все они должны получить письменное разрешение президента на получение иностранной награды. Работники этих структур должны передать ходатайство на имя президента руководителю своего ведомства, который обязан направить его в Кремль. Если резолюция отрицательная, чиновник не должен принимать награду. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, появление указа обусловлено тем, что практика уведомления непосредственного начальства о получении иностранных наград регламентирована “во всех странах”.
В указе не исключена ситуация, когда госслужащий сам отказывается от награды. Но и в этом случае он должен в течение трех дней уведомить президента об отказе. Если награда пришла к чиновнику до того, как президент определился: разрешить — не разрешить, то он обязан передать награду на “хранение в кадровое подразделение” своего ведомства.
При положительном решении президента награду возвращают чиновнику в течение десяти дней. Если президент отказал, то награду вернут иностранному вручателю.
Правила, которые установил президент, касаются и наград, которые присваивают зарубежные партии, общественные организации и религиозные объединения. Исключения — научные и спортивные награды и звания. Президент в указе рекомендовал правительству, Совету федерации, Госдуме, Конституционному и Верховному судам, Счетной палате, Центризбиркому и госорганам регионов РФ установить схожие правила. “Очень сложный вопрос, над которым нужно серьезно думать, привлекая юристов”,— заявил “Ъ” глава думского комитета по регламенту Сергей Попов (“Единая Россия”). “Депутаты должны сами решать, как соблюсти эту норму закона”,— сказал “Ъ” начальник думского управления по связям с общественностью Юрий Шувалов. “Депутаты — не госслужащие, потому что их наниматель — избиратели”,— заявил “Ъ” депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Ему непонятно, почему лидер КПРФ Геннадий Зюганов должен у кого-то спрашивать разрешение на то, чтобы получить почетную грамоту от Компартии какой-нибудь страны.
Источник “Ъ” в аппарате правительства назвал разработку положения “техническим вопросом”, который будет решен в установленные президентом сроки: “Ничего сверхъестественного в этом нет”. Президент конкретизировал “порядок, который предусмотрен законом “О государственной гражданской службе””, пояснил “Ъ” директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Среди “запретов, связанных с госслужбой”, которые перечислены в ст. 17, указано, что чиновнику нельзя “принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений”.
Закон принят в 2004 году, но случаи, чтобы кто-либо из высокопоставленных чиновников спрашивал у главы государства разрешение на награду, неизвестны, хотя награды из-за рубежа поступают регулярно (см. справку). Так, спикер Госдумы Сергей Нарышкин в 2007 году, будучи вице-премьером, стал офицером ордена Почетного Легиона Франции, где принадлежность к ордену считается высшим знаком отличия. В 2013 году господин Нарышкин стал президентом российской секции Общества членов ордена. В начале этого года решением президента Франции кавалером ордена Почетного Легиона стал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он назначен на эту должность президентом. “Никаких ходатайств президенту не подавалось”,— сообщили “Ъ” в окружении господина Титова, уточнив, что речь шла не о награде, а о том, что омбудсмен принят в организацию, именуемую “Орден Почетного Легиона”.
Запрет на зарубежные награды “без письменного разрешения нанимателя” вводился в свое время как способ противодействия “скрытому лоббированию, в том числе в интересах зарубежных представителей”, отметил Владимир Южаков. Но у этой меры, по его словам, “есть оборотная сторона”, которая может “искусственно увеличить изоляцию России на международной арене там, где нужно было бы, наоборот, биться за то, чтобы быть больше представленными”. Все “будет зависеть от того, как воспользуются этим правом президент и другие должностные лица”, полагает господин Южаков.