Его приняли по-королевски
В центре внимания начавшегося вчера первого официального визита председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Великобританию будут торгово-экономические отношения двух стран. Эта тема отодвинула на второй план традиционные вопросы прав человека и демократического движения в Гонконге. Вашингтон обвиняет Лондон в “умиротворении” Пекина. Впрочем, эта политика принесла британцам плоды: как ожидается, в ходе визита будут заключены торговые и инвестиционные соглашения на сумму более $46 млрд.
Председатель Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин вчера начал свой первый госвизит в Великобританию. Он встретится практически со всеми членами монаршей семьи, включая королеву Великобритании Елизавету II, и обсудит планы по укреплению торгово-экономических связей с министрами кабинета Дэвида Кэмерона. По словам британского премьера, отношения между двумя странами вступают в “золотую эру”, а Великобритания хочет стать “лучшим другом Китая в Европе”. Дэвид Кэмерон особо отметил, что “Китай инвестирует в Великобританию больше, чем в любую другую страну ЕС”.
Как ожидается, в ходе визита будут заключены торговые и инвестиционные соглашения на сумму более £30 млрд ($46,48 млрд). Как следует из сообщения пресс-службы Дэвида Кэмерона, сотрудничество с КНР в областях энергетики, здравоохранения, образования, розничной торговли, финансовой сферы и авиакосмической промышленности позволит создать более 3,9 тыс. рабочих мест в Великобритании.
За день до прибытия Си Цзиньпина Дэвид Кэмерон назначил главу китайской компании Alibaba Джека Ма советником по экономическим вопросам. Он должен помочь британским предприятиям “попасть на китайский рынок, используя платформы электронной коммерции”. Тогда же стало известно, что 21 октября китайская компания CGN выкупит за £24,5 млрд ($37 млрд) 33,5% в проекте строительства на юго-западе Великобритании ядерной электростанции. Китай будет ответственен за ее дизайн. Это, по словам министра энергетики королевства Эмбера Радда, позволит превратить Великобританию в “европейскую витрину новых возможностей КНР в мирном атоме”.
Помимо этого Лондон при поддержке Пекина стремится стать первым местом за пределами Китая, где будут размещены номинированные в юанях гособлигации. В понедельник американская компания–оператор финансовых деривативов CME Group заявила, что уже готова начать физические поставки юаней в Лондон для осуществления операций. Согласно меморандуму, подписанному между CME Group и государственным Китайским строительным банком, первые фьючерсы и опционы будут размещены на бирже СМЕ Group в Европе. Это поможет юаню, который в январе 2015 года стал одной из пяти ведущих мировых валют, еще больше укрепить свои позиции.
Стремление Лондона к сближению с Пекином уже вызвало недовольство в Вашингтоне, который обвинил своего ближайшего европейского союзника в “умиротворении” Китая. Несмотря на протесты США, Великобритания первой в Европе вступила в основанный Китаем Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и выразила готовность поддержать торгово-инфраструктурный проект “Шелкового пути”. “Вашингтон, по мнению Лондона, упустил шанс улучшить отношения с Китаем на встрече Си Цзиньпина и Барака Обамы в сентябре. Дэвид Кэмерон пытается показать миру, что он этой ошибки не повторит”,— пояснил “Ъ” Ши Чжицинь из Центра Карнеги при Университете Цинхуа. По его словам, Великобритания пытается дистанцироваться от американской политики сдерживания Китая.
Впрочем, политика правящей Консервативной партии в отношении КНР вызывает недовольство не только в США. Кабинет подвергся критике со стороны правозащитников и лидера оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбина. Последний, несмотря на публично изложенную послом КНР в Лондоне просьбу не поднимать вопросы прав человека во время визита Си Цзиньпина, пригрозился привлечь внимание именно к этой теме на королевском приеме. В итоге китайская сторона согласилась на отдельную встречу председателя КНР с Джереми Корбином — она пройдет перед официальным банкетом. В ходе встречи с лидером КНР Джереми Корбин также обещал затронуть насущный для британских избирателей вопрос китайского демпинга цен на сталь. Из-за них под угрозой закрытия находятся многие сталелитейные предприятия Великобритании.
В 2012 году Дэвид Кэмерон пошел на ухудшение отношений с Китаем, встретившись с лидером Тибета в изгнании Далай-ламой. Теперь же, как полагают протестующие против визита Си Цзиньпина в парке Сент-Джеймс, потенциальная экономическая выгода оказалась более важна для британского правительства, чем все остальные вопросы. Вдобавок сближение с Пекином может стать для Лондона еще одним аргументом в споре с представителями Евросоюза, из которого королевство угрожает выйти в случае угроз суверенитету со стороны Брюсселя.
По мнению старшего консультанта Британского королевского института международных отношений Чатем-хаус Тима Саммерса, Великобритания на пути сближения с Китаем уже сталкивается с рядом проблем. К ним относятся права человека, развитие ситуации в бывшей британской колонии Гонконге, торговые противоречия и баланс в отношениях с другими партнерами. “На мой взгляд, власти Великобритании не до конца понимают, как одновременно развивать отношения с Китаем, не ухудшая их с США и ЕС”,— отметил эксперт в беседе с “Ъ”.