Мода входит в производство

 

Завершилась Mercedes-Benz Fashion Week Russia

В воскресенье, 25 октября, завершилась очередная, 31-я по счету Mercedes-Benz Fashion Week Russia. За прошедшие 15 лет неделя из приятного развлечения столичной модной и околомодной тусовки превратилась в мероприятие профессиональное и, главное, имеющее сугубо профессиональные цели и задачи. Комментирует ОЛЬГА МИХАЙЛОВСКАЯ (Vogue).

Задачи эти можно сформулировать просто: попытка выстроить горизонтальные и вертикальные связи внутри индустрии моды, вписать дизайнеров в контекст существующей системы легкой промышленности, какой бы странной и эфемерной ни выглядела она, эта самая легкая промышленность, и торговли, которую теперь принято называть иностранным словом ритейл.

Как ни странно, эти прозаические, казалось бы, задачи медленно, но верно приводят в том числе к вполне художественным результатам. Еще каких-то лет пять назад посещение недель заканчивалось бесконечной чередой разочарований, необъяснимым чувством стыда и неловкости и абсолютным недоумением по поводу увиденного. Конечно, всегда было несколько дизайнеров, наблюдать за которыми было интересно, но таких были единицы, их заранее знали наперечет, и всякая попытка посмотреть “новеньких” приводила к очередному решению — “больше — никогда!”. Странные модели, принадлежащие к заслуженной старой гвардии, неизбежно плохой макияж и “волосы” из арсенала советского парикмахерского искусства, затейливые постановки показов в духе театров моды образца 1980-х годов. И сами коллекции, от которых порой создавалось ощущение путешествия во времени, разумеется, не увлекательного, “вперед в будущее”, а унылого — “назад в далекое прошлое”. Так вот, на сей раз этого ощущения не было. Это не значит, что не было слабых коллекций и плохих моделей, но не было и ощущения стыда и недоумения. Хуже или лучше, более профессиональные или менее, модные или коммерческие, более кутюрные или более индустриальные, но в любом случае все или почти все коллекции имели внятный посыл. Было понятно, почему их здесь показывают и почему нам имеет смысл их смотреть.

Постепенно выкристаллизовалась и условная структура нашего fashion-предложения. Есть модный авангард, но не в смысле авангардного дизайна, он-то как раз может быть самым что ни на есть классическим. Скорее, это те, кого привечают глянцевые журналы, кто продается в собственных и даже иностранных бутиках, чьи вещи носят редакторы все тех же глянцевых журналов и фотографируются в них для страниц street style. Следующая группа, только-только появившаяся,— молодые коммерческие дизайнеры, которые делают трендовые, носимые, легкие в производстве коллекции. Это те, на ком может в дальнейшем держаться наша легкая промышленность, во всяком случае средний сегмент. Есть дизайнеры ателье-формата, они, как правило, работают на узкий круг друзей и друзей друзей. Зачастую их ателье — это одновременно и шоу-рум, и салон, и пошивочный цех. Есть и так называемые светские дизайнеры — в основном жены и дочери или добившиеся славы и денег собственным трудом знаменитости. В модной среде было принято смотреть на них несколько свысока, но в последнее время ситуация изменилась. Да, как правило, они выбирают путь торжественного выхода, да, это не всегда имеет отношение к моде как таковой, но это вовсе не исключает их из индустриального процесса. Именно они обычно, руководствуясь кутюрным подходом к делу, используют ручной труд, сохраняя вымирающие ремесла вышивальщиц, кружевниц, вязальщиц. Этих “рук” становится катастрофически мало во всем мире, и сохранить их — задача всякой цивилизованной страны.

Понятно, что подобное деление условно, приблизительно и неточно, но оно более или менее отражает реальную ситуацию. И то, что оно стало возможно, тоже шаг вперед по отношению к той мешанине понятий и представлений, которая царила еще каких-то пять лет назад. Именно из того хаоса и сформировались эти условные группы, и именно ясное понимание роли и места каждого дизайнера и каждого бренда может помочь в нелегком деле встраивания их в зарождающуюся индустрию, в которой они пока занимают слишком маленький сегмент.

Эту часть президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский оценивает не более чем в 1%. Однако он уверен, что ситуация меняется. К участию Fashion Week приглашаются представители текстильных фабрик, постепенно налаживаются связи с дизайнерами, уже появляются совместные проекты, например уфимская трикотажная фабрика начала выпускать дизайнерские коллекции, разработанные совместно со Славой Зайцевым и Аленой Ахмадуллиной.

Неделя уже давно занимается широкой информационно-просветительской деятельностью, однако до недавнего времени различные бизнес-программы, семинары и конференции Mercedes-Benz Fashion Week Russsia казались полезным и приятным ликбезом для начинающих дизайнеров и бизнесменов от моды и вот постепенно превратились в серьезную профессиональную историю. В этом сезоне в рамках недели впервые была организована шоу-рум российских дизайнеров (идея принадлежала недавно созданному Союзу российских байеров). Понятно, что в условиях нынешнего кризиса на вещи “Made in Russia” делается большая ставка. Тем более что исследования показывают: в том среднем сегменте товары, созданные в России, пользуются наибольшим спросом. При правильном соотношении “цена-качество”, конечно, а это пока одна из самых сложных проблем.

Все это, возможно, поможет самим дизайнерам взглянуть здраво на себя и свое место в индустрии. Александр Шумский считает: “Поколение дизайнеров, которое появилось в середине нулевых, себя сильно переоценило, их непомерные амбиции часто им же не позволяют двигаться вперед, превратиться не просто в более или менее заметный бренд с точки зрения некоего блогера, а в экономическую единицу”.

 

Ольга Михайловская

Фото: fw-daily.com
По информации: Коммерсант.ru

Ранее

Стоп, сшито!

Далее

На одного русского больше!

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru