Скандал с ВФЛА заставил агентство потребовать увеличения бюджета
Сегодня состоится заседание совета учредителей Всемирного антидопингового агентства (WADA), на котором будет рассматриваться допинговый кризис в российском спорте. Ожидается, что в связи с ним реформы ждут само WADA. Предполагается, что в его регламент будет внесен ряд изменений с целью, например, обеспечить защиту тем, кто сообщает о допинговых нарушениях. Скандал, вылившийся в дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), также послужил для WADA поводом потребовать увеличения финансирования.
Сегодня в американском городе Колорадо-Спрингсе состоится заседание высшего органа Всемирного антидопингового агентства — совета учредителей WADA. На нем будет рассмотрена ситуация, возникшая в связи с разразившимся в российском спорте допинговым скандалом. Именно WADA инициировало этот кризис. Он возник после публикации отчета независимой комиссии структуры, в котором говорилось о возникновении в России системы сокрытия допинговых нарушений. Его следствием стало принятое в минувшие выходные решение Международной федерации легкой атлетики (IAAF) о дисквалификации на неопределенный срок ВФЛА.
Заседанию совета учредителей WADA предшествовало заявление, сделанное смежной структурой — Институтом национальных антидопинговых организаций (iNADO). По существу, оно представляет собой список рекомендаций совету. И эти рекомендации звучат угрожающе. Главная из них заключается в требовании отстранения российских легкоатлетов от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. “Коррупция в российской легкой атлетике не заслуживает меньшего. ВФЛА не продемонстрировала, что способна послать на Олимпиаду “чистую” команду. Национальным федерациям должен быть послан четкий сигнал: они не могут участвовать в соревнованиях самого высокого уровня, если намеренно игнорируют антидопинговые правила”,— считают авторы документа, то есть руководители антидопинговых служб из различных стран.
Однако их голос сильного влияния на судьбу российской легкой атлетики оказать, видимо, не сможет. WADA не уполномочено санкционировать такие меры, как отстранение сборных от выступления на соревнованиях, они являются прерогативой спортивных организаций. И в этом смысле ближайшее, в том числе олимпийское будущее легкоатлетов из России находится сейчас, скорее, в руках специальной комиссии, созданной IAAF: ее задача контролировать действия по выходу из кризиса.
Под юрисдикцию совета учредителей WADA подпадает Российское антидопинговое агентство (RUSADA). Его статус значится в повестке дня совета учредителей. Говоря о нем, глава комиссии, готовившей доклад по России, первый руководитель WADA Дик Паунд сказал, что “необходимо обеспечить условия”, при которых RUSADA “функционировало бы независимо от российского правительства, но при этом получало бы финансирование от него”.
Однако гораздо более любопытными выглядят другие вопросы, которые, как ожидается, будут обсуждаться в Колорадо-Спрингсе. В список, например, входят изменения в регламенте WADA. Его президент Крейг Риди, анонсируя заседание, сообщил, что российский кризис — это лишь “верхушка айсберга”, а “чтобы сдержать допинг, нужно сделать более эффективным подход к борьбе с ним и увеличивать ресурсы”.
Что подразумевается под этим, примерно ясно. Источники из WADA предполагают, что “более эффективный подход” будет заключаться в формировании внутри организации новых органов — скажем, специализирующихся на расследованиях и вынесении наказаний. Также работники WADA как о ключевой теме говорят о проблеме защиты информаторов — спортсменов и спортивных функционеров. При этом, как уверены эксперты iNADO, деятельность таких информаторов, сыгравших ключевую роль в наиболее свежих разоблачениях, должна “поощряться”.
Но в основной пункт повестки, возможно, превратится пункт, касающийся упомянутых Крейгом Риди “ресурсов”, иными словами, финансирования основанного в 1999 году WADA, которое осуществляется по линии Международного олимпийского комитета и правительств стран. Руководители антидопинговой структуры уже использовали российский кризис как повод заговорить о его недостаточности.
В 2015 году бюджет WADA составил $26,8 млн. Так вот, и Крейг Риди, и генеральный директор агентства Дэвид Хоумен ясно дали понять, что, на их взгляд, эта сумма является слишком маленькой для реализации тех задач, которые стоят перед их ведомством в настоящий момент. Господин Хоумен, рассуждая на эту тему, вспомнил, что, когда он пришел работать в WADA, футболист Уэйн Руни зарабатывал в “Манчестер Юнайтед” около $4 млн в год, “теперь его зарплата составляет $30 млн, а наш бюджет с момента создания вырос с $20 млн до $30 млн”. “Сам спорт говорит нам, что денег должно быть больше”,— заключил он.