Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Пятница, 16 11 2018
Home / ШОУБИЗ / Полнометражная реанимация

Полнометражная реанимация

«Watch Me Move» в павильоне «Радиотехника» на ВДНХ

02d96ca10c19d2024c50288f3692dfb2

Проект лондонского арт-центра Barbican был впервые показан в 2011 году, объездил несколько европейских и восточных стран и наконец локализовался в Москве. Краткая, но ошеломляющая история мировой анимации загипнотизировала ВАЛЕНТИНА ДЬЯКОНОВА.

Чтобы не ходить вокруг да около, скажем главное: «Watch Me Move» — это выставка года, и не только потому, что до конца 2015-го осталось полтора месяца. Просто мы, мягко говоря, не избалованы такими развлечениями. Это выставка про мультфильмы, непосредственно затрагивающая историю кино в целом. Это развлекательное, эффектное по архитектуре и драматургии мероприятие, которое поглощает целиком и заставит вернуться — и не только потому, что высидеть за раз несколько часов интереснейшей анимации не под силу и самому инфантильному взрослому. Это экспозиция, где будет интересно и старшему поколению, и детям (правда, сопровождающим следует внимательно относиться к маркировкам на экспликациях — кое-что здесь действительно только от 18). Наконец, это очень умная выставка с идеальным балансом чисто развлекательных моментов и экспериментальных поисков, причем к первым куратор Грег Хилти относится без снобизма, а последними способен по-настоящему увлечь и тех, кто далек от авангарда во всех его проявлениях.

«Watch Me Move» («Смотри, я двигаюсь») — титр немого фильма одного из пионеров анимации Виндзора Маккея «Малыш Немо» (1911). С этого титра перед героями фильма, скептически относящимися к возможностям мультипликации, начинает двигаться карикатурная фигурка туземца, за которую сегодня на Западе прокляли бы создателя «Малыша Немо». Сам фильм помещен в раздел ранней анимации, где помимо фильмов студии братьев Люмьер есть, например, «Парад теней» известного современного художника Уильяма Кентриджа, вдумчиво работающего с историей и эстетикой кино. Есть, с другой стороны, и «Падающая кошка» Этьен-Жюля Маре — 28 фотографий, склеенных в единый ролик. Кошка, пружинисто приземляющаяся на подушку, выглядит поразительно современной, и вскоре понимаешь почему: структурная основа фильма Маре такая же, как у гифок, которыми населяет свои аккаунты в соцсетях молодежь. Такого рода прозрения и сопоставления вообще не редкость на «Watch Me Move». Это не линейная история того, как все начиналось и чем закончилось, а полномасштабное раскрытие всех возможных ролей и типов анимации.

Выставка разбита на несколько тематических секций. Больше всего физического пространства отведено «Героям» и «Сверхлюдям». Здесь в отрывках собраны персонажи самых разных студий с упором на серийность и узнаваемость. Галерея «Героев» необыкновенно широка — от Бетти Буп, карикатуры на тусовщицу 1930-х, до семейки Флинстоунов и малоизвестного в России мелкого жулика из «Гоп-стопа» — раннего фильма Питера Лорда, одного из создателей студии Aardvark («Уоллес и Громит»). В разделе «Сверхлюди» герои американских комиксов сосуществуют на одном экране с намного более жуткими товарищами из японского аниме — например, ультракровавой «Акиры» (самые смачные моменты организаторы выставки, к счастью, опустили). В «Идеях», знакомящих зрителя со свежими экспериментами в области мультипликации, наибольший восторг вызывает инсталляция британской студии Igloo «SwanQuake: Дом» (2007). Мы заходим в тесную комнатушку с голыми стенами, садимся за экран с тремя кнопками и начинаем бесцельное путешествие по задворкам лондонского Ист-Энда, время от времени натыкаясь на призрак девушки в боевом обмундировании, танцующей па из «Лебединого озера»: название работы — соединение английского названия балета Чайковского («Swan Lake») и популярной компьютерной игры Quake. Отечественная мультипликация представлена одним Норштейном и его «Сказкой сказок» в разделе «Легенды», где многодельный мультфильм соседствует с ранним Тимом Бертоном и вышеупомянутой студией Aardvark. Радикальнее всего выглядят «Эпизоды»: тут есть образцы политического кино, использующего 3D-анимацию как инструмент критики американского империализма («Серьезные игры» Харуна Фароки), меланхолический минимализм от Франсиса Алюса и, наконец, «Игры ангелов» поляка Валериана Боровчика — сюрреалистический мультфильм про военно-промышленный комплекс, метафизику и садомазохизм (необязательно в таком порядке).

После часа, проведенного в обществе движущихся картинок, перестаешь верить в то, что бывают и статичные объекты. Вера в плоскость, вдохновлявшая авангардистов XX века на антилитературные эксперименты с абстрактным и конкретным, кажется каким-то бессмысленным анахронизмом. На «Watch Me Move» очевидно, что мы не только смотрим, но и делаем мультфильмы из каждого кусочка окружающей реальности. Правда, есть у этого экстатического ощущения и побочный эффект: аллеи ВДНХ после выставки кажутся унылыми и пресными, люди — какими-то нереанимированными что ли, хоть назад поворачивай. Кажется, что-то подобное описывал Федор Сологуб 100 лет назад в рассказе «Тени и свет» про гимназиста, сошедшего с ума на почве увлечения театром теней. Наверное, слишком впечатлительным декадентам на выставку лучше не ходить, но таких в Москве немного: нам не помешает немножко шоковой терапии, чтобы вернуть к жизни внутреннего ребенка.

Валентина Дьяконова

Фото: severstolici.ru
По информации: Коммерсант.ru


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru