Изменить столь превратное представление об окружающей нас действительности может сельский туризм, доля которого, однако, не превышает в России и двух процентов
Эту острую проблему не так давно обсудил Аграрный комитет Госдумы, выступающий за включение агротуризма в основные виды деятельности коллективного (фермерского) хозяйства (КФХ). Уже сформирована рабочая группа, деятельность которой подтвердила: сельские территории обладают серьезным туристическим потенциалом.
«Но этот потенциал не раскрыт и не работает», — считает депутат Госдумы Светлана Максимова, которая уверена, что законодательное оформление сельского туризма будет способствовать появлению новых рабочих мест на селе. При этом она предлагает ввести систему грантов для организации инфраструктуры данного направления туристической деятельности.
Как полагает замдиректора Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза РФ Наталья Елисеева, с приходом в село новых технологий произошла оптимизация многих процессов и там, где раньше работали два десятка доярок, сейчас справляются две. Почему бы в таких случаях высвободившиеся кадры не занять работой в сфере сельского туризма?
Для его развития, кстати, уже многое делается. Так, утвержден стандарт №1561 о сельских гостевых домах, заметно активизировались в этом направлении и регионы. Но рассказывая об успехах, представители местных администраций обескураживают порой неожиданными выводами. Например, консультант департамента экономразвития Белгородской области Анжела Польшина заявила без обиняков: «У нас есть все, только нет туристов». И это проблема многих регионов. Последние жалуются на слабую господдержку сельского туризма, отсутствие правовых документов от Минсельхоза и Минкультуры, что, по признанию исполнительного директора Национальной Ассоциации организаций сельского туризма Подмосковья Юрия Баландина, «ставит нас в ступор, большинство наших организаций работает вслепую». По его мнению, для поддержки этого, как он выразился, сусека надо мобилизовать бюджеты всех уровней, ввести налоговые льготы для хозяйств, занимающихся агротуризмом.
Тем временем в стране разгорается жаркий спор: кто должен стать главным куратором сельского (экологического) туризма: Минсельхоз или Минкультуры? И кто поддержит ЛПХ, КФХ и другие образования, желающие заниматься агротуризмом? Ответов нет. Фермерам нужна методика создания хозяйства, ориентированного на сельский туризм, своего рода «дорожная карта». Словом, проблем еще хватает.
А вот в Баварии таких проблем нет. Как рассказал «НВ» представитель земельного Министерства продовольствия и сельского хозяйства Мартин Шусслер, Конституция Баварии обеспечивает равные условия занятости для сельского и городского населения. По словам Шусслера, ежегодный оборот сельского (экологического) туризма составляет 31 млрд. евро! Действуют 5500 сельскохозяйственных семейных предприятий, которые предоставляют услуги агротуризма. Отдых в крестьянском подворье считается брендовым продуктом. При этом Мартин Шусслер назвал три фактора успеха: повышение квалификации, специализация на определенных целевых группах туристов (семейные, семьи с малыми детьми, люди с ограниченными физическими возможностями), семинары Министерства для крестьянских подворий по организации агротуризма.
А я вспомнил про свою поездку в Германию в составе делегации АККОР. Мы заехали в одно фермерское хозяйство. Хозяин занимался картофелеводством, а в свободное от основной работы время на «паровозике» (колесный трактор с тремя вагончиками) возил туристов по красивым окрестностям. Затем супруга угощала туристов вкусным обедом в своем кафе. Я рассказал этот случай г-ну Шусслеру, и он обрадованно закивал головой:
— Я-а, я-а, так принято в Баварии. У фермера обязательно должен быть приработок на случай неурожая. Это его опора №2.
Александр Андреев
Фото: rusnovosti.ru
NB!
Как подсчитали специалисты, примерный уровень доходов от агротуристической деятельности в расчете на район субъекта РФ может составлять около 30 млн. рублей в год. Поскольку в стране 1000 районов, на территории которых модно развивать агротуризм, то можно говорить о потенциальном эффекте в 30 млрд. рублей в год! Как говорится, деньги валяются под ногами сельских туристов.