Снизят ли вслед за «Платоном» тариф на проезд по автобану Москва—Санкт-Петербург в 90 раз?
Жителям Солнечногорска за то, чтобы доехать по трассе М11 до Москвы и вернуться обратно домой, приходится тратить в день тысячу рублей. «Это катастрофа!» — охарактеризовал ситуацию губернатор Московской области Андрей Воробьев. Новая прекрасная дорога стоит пустая, а на старой Ленинградке опять многокилометровые пробки. Администрация области завалена жалобами жителей — тариф на проезд по платной дороге задрали до небес. Глава столичного региона пообещал поднять этот вопрос в понедельник в Минтрансе РФ на координационном совете. «МК» выяснял, как развивались события дальше.
Почти 70% водителей, использующих маршрут Москва—Санкт-Петербург, не желают платить за проезд вообще. А между тем его стоимость по платной дороге от МКАД до аэропорта «Шереметьево» в зависимости от дня недели и времени суток составляет от 100 до 250 рублей, до Зеленограда — от 150 до 350 рублей, до Солнечногорска — от 200 до 500 рублей. Поэтому дорогой, которая строилась, чтобы разгрузить транспортные потоки на Ленинградском шоссе, практически никто не пользуется.
Решить этот вопрос руководство Автодора сначала пыталось за счет транспондеров. Стоимость оплаты проезда по М11 с его использованием на 20% дешевле. Однако подмосковные власти считают эту меру недостаточной. По мнению губернатора Московской области Андрея Воробьева, необходимо создать гибкую систему скидок для тех, кто пользуется трассой, а также для малообеспеченных слоев населения.
Монопольно высокими ценами, которые были установлены, заинтересовались и юристы консалтинговой группы ЮКТ. Они подали жалобу в ФАС по поводу стоимости проезда по «новой Ленинградке». В своей жалобе правозащитники написали: «При строительстве трассы М11 общественности было заявлено, что это социальный проект, поэтому цена на него будет минимальной. Именно так объясняли жителям Химок необходимость уничтожения Химкинского леса. Но если провести нехитрый подсчет, окажется, что для жителя Зеленограда регулярные поездки по рабочим дням туда-обратно обойдутся в 12–15 тысяч рублей в месяц».
Однако оспорить установленные тарифы будет не так-то просто. Во-первых, придется обосновывать тот факт, что тарифы носят дискриминационный характер и не соответствуют разумной цене. Во-вторых, существует альтернативный бесплатный проезд по Ленинградскому шоссе. И в-третьих, размер платы был санкционирован специализированным органом — Росавтодором.
— Губернатор Подмосковья обязательно будет на координационном совете в Министерстве транспорта России, он настроен самым решительным образом, — заверили нас в его пресс-службе.
— У него есть какие-то конкретные предложения?
— Нет, но он надеется, что совместно с федеральными органами Московской области удастся найти приемлемого решения этой острой проблемы.
А вот что думают эксперты «МК»:
Андрей, водитель городской компании такси:
— Глупость какая-то, зачем было делать такой высокий тариф на проезд по М11? Я в день по нескольку раз езжу в «Шереметьево», если бы плата была около 50 рублей, то в день только одна моя машина приносила бы до тысячи рублей. А сейчас я, как и все, вынужден толкаться в пробках на Ленинградке.
Константин СМИРНОВ, экономический обозреватель «МК»:
— По данным газеты «Ведомости», тариф на проезд по платным дорогам в нашей стране превышает среднеевропейский почти в 2 раза. А если учесть, что еще и зарплаты у нас в разы ниже европейских, то действительно получается катастрофа.
Сейчас, в разгар кризиса, вообще много таких провокационных вещей: чрезмерная плата за проезд по дорогам, тот же «Платон»; в других областях жизни тоже обдирают нашего брата — налог на недвижимость привязали к кадастровой стоимости; в плату за ЖКХ включили новую графу «за капремонт» и так далее. А доходы населения не растут, наоборот, падают. Нам говорят: «Что вы хотите? Кризис! Концессионерам нужно отбивать потраченные на строительство дороги деньги». Но давайте вспомним, что в 2004 году, когда цены на нефть пошли в рост, федеральное правительство запланировало создать специальный фонд на развитие инфраструктурных проектов, без которых невозможно развитие экономики страны. И дорога, параллельная Ленинградке, стояла в этом списке под номером один. Причем никто тогда ни о какой платности этой трассы не говорил. Было выделено 200 млрд руб., а курс тогда составлял 23 рубля за доллар. Если приравнять к сегодняшнему, то получим почти триллион рублей — и где эти деньги? Что на них построено? В 2009-м грянул кризис, и с этого момента уже никто про бесплатную дорогу до Питера не заикался. Напротив, Автодор объявил о намерении построить целую сеть платных дорог.
Ничего плохого в таком проекте, конечно, нет, но Германия стала строить платные дороги только после того, как построила целую сеть бесплатных. У них государственная программа так и называлась: добраться из любой точки страны до автобана сначала за 60 минут, потом за 40 и, наконец, за 20. То есть если тебе хочется гонять на скорости свыше 250 км в час на «Феррари» или у тебя скоропортящийся груз, например устрицы, ты платишь и едешь по автобану. А если ты не торопишься, то можно и по обычным дорогам прекрасно ездить. Недавно в отпуске я всю Голландию исколесил по бесплатным дорогам и прекрасно себя на них чувствовал. Нам бы такие.
Елена Березина Светлана Осипова
Фото: riamo.ru
По информации: МК