Как пиарится одно из мощнейших новообразований в мире. И как этому противостоять?
Самыми упоминаемыми словами 2015-го стали «экстремизм», «импортозамещение» и «ИГИЛ». По мнению Public.ru, они отражают «тревожную обстановку» в стране. Использование слова «экстремистский» по сравнению с предыдущим годом выросло в два раза, а вместе с ним стали чаще применяться «бомбардировщики», «вербовщики», «госизмена» и «иностранные агенты» (https://tjournal.ru/p/press-words-of-2015).
Группировка Исламского государства (ИГ – запрещенного на территории России) является чуть ли “звездой СМИ”, сравнимой с “селфи”, “Жанной Фриске” или “Козлом Тимуром”. Для меня вопрос – так ли основательно это движение освещается он на Западе? – остается открытым.
Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно. Известно, что любой шум вокруг предмета – хороший ли, плохой ли, черный или белый – играет в ЗА это новое явление. “Милые и пушистые”, реально захватывающие позитивные интересные новости, к моему сожалению, не так востребованы как “чернуха”. Не говоря уже о правдивых позитивных новостях. “У правды маленькая целевая аудитория”, – известный факт.
Мы, как можем, стараемся воспрепятствовать этому процессу, подсвечивая правду, хорошие дела и порой запуская интересные фейки. Но, это процесс не быстрый, такого финансирования, как у ИГ, у нас нет. Однако, и без больших денег даже Давиду можно справиться даже с таким богатым Голиафом, как негативный информационный фон.
Давайте разберемся, по каким PR-технологиям работает ИГ, чтобы себя раскрутить. А потом рассмотрим, как можно его “свалить”. Информационными методами исключительно, конечно.
По-настоящему взрывной пиар
Представляем своеобразный рейтинг информационных поводов, которыми пиарщики террористов разогрели и “накачали” информационное поле для создания ауры своей известности.
- “Непреднамеренное самоубийство”. Пиарщики ИГ работают буквально “на убой”. Вы наверное, видели, как один из них даже взорвался в прямом эфире – https://www.youtube.com/watch?v=3BpoP6u39LI Такое не могло не набрать множество просмотров.
- “Голливуд на крови”. Артемий Лебедев усмотрел в съемках казни заложников известные кинематографические приемы. Смотрите сами и убеждайтесь в сходстве с культовыми картинами. “Подозрительно красивое убийство”, одним словом.
- “Запрет”. Ничто так не привлекает публику, как запрет. Понятно, почему эту организацию запретили. Непонятно, зачем об этом беспрецедентно заставили писать каждое СМИ при каждом упоминании? Складывается впечатление, что за такую рекламу ИГИЛ заплатил. Хорошо, что ребрендировали в ДАИШ, но об этом позже.
- “Человеческие истории”. Чего стоит только драма с Варварой Карауловой. Сначала спасаем, потом судим… А вся Россия следит за этими “злоключениями” и думает, так, а куда ее там вербовали-то? Так многие узнали, что есть такая организация, “круче секты”, и… заинтересовались.
- “Как избежать вербовки” – серия статей от психологов, которые отпиарились по полной программе на этой теме. Даже в “Космополитан” тем пролезла. А что в итоге? ИГИЛ получил упоминания в женских психологических журналах, которые читают впечатлительные люди с неустойчивой психикой. Им что давай советы, что нет – бесполезно, все равно не подействует. Иначе, как бы эти журналы продолжали выпускаться.
- “Вербовка на улице” – недавно подобный социальный эксперимент провел один российский телеканал. А по факту получили социальное доказательство, что вот, мол, все люди легко вербуются, ничего страшного, толпами идут. Для будущих вербовщиков “отличная мотивация”. Зачем это сделали?
- “Соцсети в помощь”. По мнению пользователей, снимки из инстаграма, сделанные на территории Ракки, столицы ИГ, являются “лучшей агитацией в пользу Исламского государства”, которую они когда-либо видели.
- “Мемимизация”. Очень тонкий прием, когда через “птичий язык” (хештеги, coconuts и пр.) создается свой микро-мир, лингвистическая вселенная. Подробности журналисты отыскали в социальных сетях.
- “Тысяча смертей”. Все началось с разрушения памятников, силуэты которых знакомы каждому советскому и российскому школьнику по учебнику истории. Потом, а скорее параллельно, террористы стали уничтожать живых людей. Каждая смерть невинного (журналиста, женщины, старика, или ребенка), есть повод об этом поистерить. И это по-человечески правильно. Но каждая следующая смерть по законам пиара вынуждена быть более жесткой, чтобы привлечь по-крайней мере, не меньшее внимание. Поэтому, в ответ на нашу с вами обеспокоенность случаются все более и более ужасные жертвы.
Как “убить” ИГИЛ – 10 приемов
- “Терроризм – это сексуально непривлекательно”. Достаточно “милый”, если можно так выразиться, приемчик для соцсетейпродемонстировали снимками с беспилотника. Они свидетельствовали о том, как террорист вступает в связь с животным.
- “Даешь ДАИШ”. Почти вовремя российским СМИ посоветовали отказаться от “раскрученного” имени “бренда” ИГИЛ, сменив его на непривлекательную аббревиатуру, которая по семантическому восприятию сильно проигрывает. Да и в принципе, ренейминг идет всегда не на пользу бренду. И слава Богу.
- “Аниме”. “Портал BuzzFeed рассказал об ISIS-chan — редком случае, когда интернет-мем используется в качестве информационного оружия. Картинками девушки, нарисованной в стиле аниме, разбавляют пропаганду ИГИЛ, призывая остановить насилие”, – пишет ТиДжорнал. Хорошо бы снять еще серии про это от имени Фиксиков, Смешариков или Джингликов, тогда не надо будет раскручивать новый мультяшный образ. В свое время даже Уолт Дисней отправлял Дональда Дака и Микки Мауса на войну.
- “Комендантский час”. Известно, что террористы только и ждут информационной реакции на свои “выходки”. А что, если не говорить о террористических актах вообще ничего? На эту тему была отличная статья Олега Матвейчева, который призывал в своей книги вообще отказаться от информационного освещения негатива, ссылаясь на советский опыт .
По крайней мере, можно, например, запретить писать СМИ о террористах по выходным и праздникам, когда народ набирается сил для трудов праведных.
- “Новобранцы разделываются на органы”. Достаточно мощный информационный резонанс имела новость в виде видеобращения в Ютубе о том, что новобранцы украинской армии “разбираются” на органы и продаются в Европу. Как известно, до сих пор в результате и этого информационного хода в том числе, призыв в армию идет со скрипом, если не сказать, вообще стопарится.
- “Ради радио”. Внедрение на территорию ИГ радиостанции с харизматичным ведущим, который, ставя приятную слуху музыку, будет своими высказываниями “разлагать группировку” изнутри. Практика применения приема отлично описана в книге Екатерины Егоровой-Гантман “В тумане войны”.
- “Авиаудары и военная морская операция”. Никакие информационные инсинуации не сравнятся с реальными делами и поступками. Военная операция с воздуха и с моря, освещаемая российскими телеканалами – это и глобальный информационный удар. Вот куда куда, а под бомбы мало кому охота лезть. Надеюсь, освещение будет продолжено и подхвачено социальными сетями.
В заключении статьи хотелось бы отметить, что на каждую мощную информационную кампанию найдется “особый болт” с хитрой резьбой. Призываю вас внести свой вклад в информационную войну со злом, встать на светлую сторону, предложить свои приемы борьбы и реализовать предложенные. Так победим.
Роман Масленников, директор PR-агентства “Простор Пиар и Консалтинг” (www.prostor-vip.ru)