В последнее время всё чаще приходится слышать это слово: «сквоттер», в большинстве случаев, в пугающем смысле. Кто такие квартирные сквоттеры? По каким схемам они «работают»? Как обезопасить свою жилплощадь от них? Постараемся разобраться.
Сквоттер – в переводе с английского языка «SQUATTER». 1) Скваттер, скуоттер (самовольно въезжающий в пустующую квартиру, обыкновенно с семьёй; часто в знак протеста против высокой квартирной платы);
2) Участник движения бездомных и живущих в плохих жилищных условиях (от squat – австрал. поселяться на чужой земле или в чужом доме). (Англо-Русский словарь Britain. 2012).
Как сквоттеры въезжают в пустующую квартиру? Чем они опасны для владельцев квартир, особенно престижных? Для начала давайте разберемся – как жилье может оказаться пустующим?
Чаще всего, пустующая квартира – это «выморочная», то есть, оставшаяся после смерти одинокого хозяина, у которого нет наследников. По закону, «выморочная» квартира должна отходить по наследству государству, но, в силу несовершенства российского законодательства, эта процедура очень бюрократичная, и, соответственно – затяжная. За то время, пока муниципалитет спохватится, пока пройдут положенные 6 месяцев (за это время могут появится наследники), у мошенников есть «вагон» времени для того, чтобы провернуть незаконную сделку. В таких случаях чаще всего замешаны чиновники, без них сложно провернуть аферу. Мошенники прописываются задним числом, оформляют поддельные документы, подтверждающие их родство с умершим, и, следовательно, имеющие право на наследство. Нередки случаи, когда бывшего хозяина элитного жилья еще везут в морг, а пронырливые сквоттеры уже проворачивают сделку: от имени хозяина пишут дарственную, оформляют договор «купли-продажи» и прочее. Обычно у аферистов есть «свои» люди в ЖЭКе, в полиции, в ЗАГСе, своевременно информирующие их об освободившейся недвижимости. По закону, в первую очередь, на смерть одинокого человека должен реагировать ЖЭК, который передает данные нотариусу, далее по схеме. Но и до ЖЭКа информация поступает далеко не сразу, и нотариусу не очень хочется заниматься этим неблагодарным делом (его услуги не оплачиваются), поэтому мошенникам – зеленый свет!
Еще одна лазейка для сквоттеров: допустим, в квартире бывших супругов 1/3 – ¼ доля принадлежит бывшему мужу. Для того, чтобы «насолить» своей экс-жене, он продает свою долю черным риелторам. Те по-быстрому прописывают в выкупленную долю подставных людей, которые заселяются, создавая невыносимые условия для проживания основной хозяйке квартиры, в чьей собственности большая часть, вынуждают продать свою долю за копейки, либо прибегают к более жестоким мерам, иногда не гнушаясь пытками и даже убийством.
Кстати, сквоттерами могут стать не только мошенники. Зачастую занимают заброшенные дома бомжи, алкоголики, прочие асоциальные личности, так называемые «вынужденцы», кому некуда податься. Они занимают жилые помещения без злого умысла, только для того, чтобы укрыться от непогоды, где-то переночевать. Частенько в заброшенных деревнях вынужденные сквоттеры заселяются целыми семьями, никто их не трогает, в таких домах обычно отрезаны все коммуникации, хозяева находятся крайне редко.
Как же обезопасить своё жилье от мошенников-сквоттеров? Особенно, если жилье находится в элитном районе и стоит немалых денег.
Во-первых, почаще брать выписки из домовой книги, отслеживая нежеланных «жильцов».
Во-вторых, при квартирной сделке пользоваться услугами только проверенных агентств недвижимости, консультироваться у квалифицированных проверенных юристов, проверять на достоверность все имеющиеся документы у нотариуса и соответствующих организаций.
А, в-третьих, быть самим внимательными и бдительными при оформлении документов! Стараться избегать одновременного совершения сразу нескольких сделок в день: например, при обмене своей жилплощади на другую. Лучше потратить побольше времени и найти сразу подходящий обмен, чтобы осуществить сделку в один этап.
Примерно в 7% сделок с недвижимостью простые, несведущие в подобных делах, граждане, остаются и без жилья, и без денег.
Поэтому выбирать каждому – заплатить несколько сотен рублей за консультацию юриста или рискнуть недвижимостью?
Адвокат Татьяна Рудик