Возвращению капиталов будут предложены более привлекательные условия
Изначально амнистия подразумевает возможность для российских резидентов задекларировать свои капиталы, выведенные из России в обход правовых норм. Одним из важнейших пунктов амнистии является полный перечень статей Уголовного кодекса (УК), по которым бизнесу гарантировано однократное освобождение от ответственности. Это и уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов и сборов физлиц, и сокрытие имущества организации или индивидуального предпринимателя, и незаконное создание юридического лица.
Правда, декларант освобождается от ответственности по указанным статьям лишь в случае, если они были нарушены до 1 января 2015 года. Причем освобождение от ответственности распространяется только на имущество, указанное в декларации. Иными словами, если какое-либо имущество или капитал, чье происхождение нарушает статьи УК, будут обнаружены после подачи декларации, то по нему ответственность наступит в полной мере. Кроме того, с декларантов снимается обязанность возместить в бюджет причиненные финансовые потери. Хотя амнистия не действует на лиц, уже осужденных к моменту проведения амнистии, или на тех, в отношении кого заведено дело.
А теперь, как заявляют ответственные лица Минфина, у ведомства есть четкие представления, как сделать программу амнистии более популярной. В дополнение к действующим мерам ведомство предложило расширить список активов, которые попадают под действие амнистии теперь за счет нематериальных активов, то есть земельных участков, интеллектуальной собственности, транспортных средств, непосредственно средств на банковских счетах. Помимо этого, напомним, амнистия уже была продлена на полгода – до 1 июля 2016 года.
Кроме того, финансовое министерство предложило существенно сузить рамки требований о репатриации. В настоящий момент при проведении амнистии в России нужно возвращать активы только из стран, значащихся в одном из двух черных списков – FATF (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) или ФНС (Федеральной налоговой службы). Второй список, кстати, включает 119 стран, среди которых, помимо традиционных офшоров, указаны и такие юрисдикции, как Великобритания и Швейцария. Так что Минфин предложил заменить этот список своим, в котором прописаны только 40 стран сомнительной юрисдикции.
Также из зоны риска выводятся владельцы ценных бумаг. Минфин предлагает распространять требование о репатриации только на денежные средства, а не на любое движимое имущество.
Но и это едва ли повысит интерес российского бизнеса к амнистии, считают эксперты. А комитет Госдумы по бюджету и налогам выступает против, аргументируя тем, что поправки расширяют параметры амнистии, а не корректируют их, что автоматически нарушает права предпринимателей, уже подавших декларации.
Но не удивительно, что в правительстве готовы пойти и на такой шаг. Потому что, по подсчетам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, на начало декабря в налоговые органы было подано не более чем 200 заявлений о декларации – это капля в финансовом море! А крупный бизнес, как отметил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, амнистия и вовсе не заинтересовала. Между тем в условиях кризиса российская экономика как никогда заинтересована в притоке финансовых средств – пусть даже и амнистированных.
Впрочем, профессор кафедры фондовых рынков и рынка инвестиций Высшей школы экономики Александр Абрамов в беседе с «НИ» обратил внимание, что новации в правилах амнистии при отсутствии независимого правосудия, системной борьбы с коррупцией и достаточного административного ресурса, защищающего бизнес от произвола правоохранительных органов, едва ли изменят ситуацию с оттоком капитала из страны.
Арина Раскина
Фото: vedomosti.ru
По информации: Новые Известия