Активисты от правозащиты озаботились снижением цен на товары в интернет-магазинах и ларьках, располагающихся на территориях ФСИН
Активисты от правозащиты озаботились снижением цен на товары в интернет-магазинах и ларьках, располагающихся на территориях ФСИН. До настоящего момент заключенные часто жаловались на скудность ассортимента и непомерные цены по сравнению с обычными магазинами. Помимо снижения наценок представители неравнодушной общественности ратуют за расширение списка допущенных к торговле на территории следственных изоляторов и тюрем предпринимателей.
Воплотить задуманное в жизнь планируется путем исключения из цепочки товарооборота представителей ФГУП, тем самым обогатив бюджеты муниципалитетов на 10% от прибыли с продаж. Уже в ближайшие дни предложение правозащитников будет рассмотрено руководящими чиновниками ФСИН и администрацией Президента России.
Доступность и ассортимент
Вопреки расхожему мнению, магазины являются более популярными у заключенных, чем получение товаров напрямую от родственников. Помимо того, что подобные сделки не имеют ограничений по количеству покупок, товары еще и не подвергаются стандартной для передач «извне» процедуре доскональной проверки.
Современные зека имеют свой виртуальный денежный баланс, за счет которого могут беспрепятственно заказывать в интернете те или иные продукты. Однако сегодня цены на них являются неподъемными для многих. Так, цена батона хлеба может достигать 80 рублей, а банки кофе – 280-300. Что уж говорить о фруктах и овощах.
Правозащитники считают, что переход на новую систему позволит обогатить бюджет ведомства по исполнению наказаний. За последний год прибыль ФСИН по стране составила мизерные 15 миллионов рублей, тогда как основные доходы уходили на счета ФГУП. Расчеты показывают, что переход на прямое снабжение позволит ФСИН увеличить свои доходы на 75-80 миллионов. Помимо этого правозащитники требуют установить минимальные наценки для поставщиков.
По твердому убеждению Антона Дроздова, эксперта «Комитета за гражданские права», высокие цены и фактически отсутствующий сервис сегодня обусловлены монополией тюремного рынка. Это и породило идею об устранении ФГУП из цепочки товарооборота, что откроет путь на «зону» для куда большего числа предпринимателей. Если инициатива будет одобрена, поставщики будут заключать контракты на поставку непосредственно с руководством конкретного территориального управления ФСИН.
Общественное мнение
Как считает Владимир Осечкин, основатель соцсети gulagu.net, экономические сложности в стране не могли не отразиться на условиях снабжения российских заключенных. Правозащитники сходятся во мнении, что ситуация в скорейшем времени приведет к появлению новых мошеннических и коррупционных схем на этом рынке, бороться с которыми можно только путем демонополизации.
«Невооруженным глазом видно, как расхищаются из бюджета многомиллионные средства, выделенные на приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для заключенных. Именно поэтому мы направили призыв к администрации президента о необходимости мер по регулированию этого рынка.»
Елена Абдуллаева, представляющая Общественную наблюдательную комиссию столицы, высказывает претензии и к качеству продаваемых на территориях СИЗО и ИК продуктов. Просроченные, зачастую совершенно непригодные к употреблению товары нередко попадают на прилавки таких магазинов. Нередко это происходит и ввиду затягивания сроков поставок, которые могут достигать 3-4 недель. Однако мало кто из чиновников обращает на то внимание, считая, что «маргинальные элементы» недостойны такой заботы.
Как заявил Александр Храпов, в прошлом прокурор по надзору за объектами ФСИН: «Вина людей, содержащихся в изоляторах, не доказана судом. ФАС уже внесла на рассмотрение руководствам ФСИН представление о необходимости демонополизации тюремной торговли.»
Помимо этого планируется создать перечень обязательной к наличию продукции, цены на которую будут иметь государственное регулирование.
Наталия Метлина
Фото: vesti.ru