Роман Мединского «Стена» воплотится на сцене МХАТ им. Горького
Министра культуры Владимира Мединского впервые поставят в отечественном театре. Его роман «Стена» уже в этом сезоне получит театральное воплощение: МХАТ им. Горького принял к постановке инсценировку по этому историческому произведению. Станет ли оно столь же историческим на подмостках, покажет только время. Тем не менее в женском МХАТе прошла читка инсценировки, сделанной по роману, и идет распределение ролей.
Как нам удалось выяснить, инициатива постановки исходила из самого театра, который в своей советской истории имел отклики на важнейшие события отечественной истории: «Так победим», «Кремлевские куранты», а позже — спектакль о Минине и Пожарском. Так что, как говорится, сам Бог велел продолжить эту линию, в то время как ни один театр этого не делает. Не по протесту, а скорее по отсутствию драматургического предложения. И вот МХАТ обратился к своим проверенным авторам — точнее, к Юрию Полякову, чьи пьесы здесь давно идут и который не скрывает своих взглядов на изъяны патриотического воспитания. Он же привлек к работе двух соавторов — Станислава Митина и Валерия Беляковича. Тройка трудилась над романом министра культуры с лета и вот представила результат труппе.
Со сцены МХАТа инсценировку ей читал режиссер Валерий Белякович, у которого в этом театре тоже уже с десяток постановок.
— Мне кажется, этот роман очень своевременный, — сказал обозревателю «МК» Белякович. — Вон «Битва за Севастополь» сколько взяла на «Золотом орле»; тема Отечества, его защиты, патриотизм — в воздухе витают. Но на эти темы должно быть написано талантливо, а не деревянно.
— Сколько длилась читка? Не устали?
— Где-то два с половиной часа — силы еще есть. Я читал с юмором, со слезой…
Постановка обещает быть эпохальной, с занятостью почти всей труппы, — роман повествует о событиях 1609–1611 гг.: взятие Смоленска войсками польского короля Сигизмунда, коварно вознамерившегося посадить на российский престол своего сына Владислава. Исторический сюжет, тем не менее, авантюрный, с любовной линией — а как без нее?
Звонок Юрию Полякову.
— Судя по реакции во время читки, нам многое удалось. Работа была сложная — перевести приключенческо-исторический роман в драму. С одной стороны — история, а с другой — авантюрный сюжет, но есть и драматические страницы. Я вообще считаю, что у нас очень мало драматургии на тему истории, в отличие от тех же англосаксов и немцев, которые отражают в театре каждый свой исторический шаг. Я много езжу на свои премьеры по стране, смотрю на афиши и вижу, что это направление — исторические пьесы — у нас не развито.
Если бы в авторах не числился министр культуры, вряд ли бы эта постановка привлекла к себе внимание на старте — только по результату. Но в контексте полемики последних лет, пришедшихся как раз на правление Владимира Мединского в отечественной культуре с разными результатами, уже сейчас поднимается волна негодования. Постановщиков в социальных сетях обвиняют, например, в конъюнктурщине. Мы поинтересовались, какова реакция на это Полякова и Беляковича.
Валерий Белякович:
— Моя последняя постановка в МХАТе была по Шекспиру. Что ж получается: Шекспира можно ставить, а Мединского — нельзя? Если получится спектакль, будет хорошо и ему (министру), и мне, и стране. А если не получится, то позор нам всем. В чем меня можно упрекнуть?
Юрий Поляков:
— Ну и что, что министр культуры? Луначарский тоже писал пьесы, и его активно ставили. Хорошо, что у нас появился министр, который пишет. Почему-то Швыдкого (в его бытность министром культуры) никто не упрекал в том, что он не вылезает из телевизора. А меня уже упрекнули во всем…
Кроме политических, конъюнктурных и моральных аспектов остается, пожалуй, на сегодняшний момент другой, самый важный вопрос — финансовый. На сколько потянет масштабное полотно с баталиями русских и поляков? Будет ли выделено дополнительное финансирование помимо того, что входит в госзадание? Это мы попытались выяснить в театре, спросив про бюджет и в Минкульте. Увы, нет ответа: в понедельник в театре сказали, что кроме кассира никого нет, а в Минкульте, в отсутствие начальства театрального направления, этой информацией не владеют.
Но нам удалось выяснить, что премьеру «Стены» предъявят публике не просто в этом сезоне, а до 10 апреля. Потому что именно 10 апреля режиссер Валерий Белякович должен уехать на постановку в Японию в токийский театр «Тоуэн», где он является главным режиссером.
Фото: c-ib.ru
По информации: mk.ru