Наши шведские коллеги от души благодарили Михаила Афанасьева за проявленное им мужество в борьбе за правду.

Оправдательный приговор

Решение суда в отношении журналиста Михаила Афанасьева — реальная победа здравого смысла и той солидарности в защите наших общих прав, которой, как некоторым кажется, в России нет

Наши шведские коллеги от души благодарили Михаила Афанасьева за проявленное им мужество в борьбе за правду.

Наши шведские коллеги от души благодарили Михаила Афанасьева за проявленное им
мужество в борьбе за правду.

В числе событий последних дней присутствует сюжет, не попавший на первые полосы газет и заглавные новости агентств или ЦТ, что, впрочем, совершенно не умаляет его значения.

Шестого сентября мировой суд Абакана вынес оправдательный приговор по уголовному делу, возбужденному в отношении главного редактора интернет-издания «Новый фокус», известного журналиста и блогера Михаила Афанасьева.

Наш коллега обвинялся сразу по двум статьям Уголовного кодекса — «клевета» и «оскорбление представителя власти» — и имел все шансы получить реальный срок. Обвинительный приговор в таком случае стал бы первым случаем применения статьи о клевете, вновь возвращенной в УК в 2013 году.

Напомним, Михаил Афанасьев — тот самый блогер, первым сообщивший правду о трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, которую тщательно скрывали официальные источники информации. Вскоре после этого журналист был жестоко избит, подвергся всем возможным видам угроз и всяческого давления, удостоился награды СЖР за мужество и премии шведской ассоциации публицистов (получать ее Михаил ездил, уже находясь под следствием о клевете).

Другие публикации Афанасьева и расследования известны за пределами Хакасии меньше, но в регионе он давно уже стал настоящей занозой, источником постоянного беспокойства для властей и правоохранительных органов, стремящихся не выносить сор из избы, но в то же время — народным героем в глазах обывателей, попавших в трудное положение. Именно последние, униженные и оскорбленные, привычно обращались в «Новый фокус» за защитой и правдой — как в свое время люди обращались в «Комсомолку», «Литературку» и другие газеты, которым верили больше, чем суду, местной власти и партийной организации.

Уголовное дело против журналиста многие в Хакасии и далеко за ее пределами восприняли в первую очередь как акт мести за критику и попытку внедрить репрессивную практику в журналистское сообщество. Дело было возбуждено в декабре 2012 года по заявлению замначальника МВД по республике Хакасия после публикации «Вы — лжец, полковник Злотников!» (в статье описан факт дачи офицером ложных показаний против журналиста, что зафиксировал суд). Более полугода земляки и читатели, журналисты, медиаюристы следили за развитием дела, привлекали к нему внимание депутатов Госдумы, Совета по правам человека, профессиональных организаций всего мира.

«Это дело могло стать приговором номер 1 после возврата клеветы в УК. Хорошо, что этого не произошло», — сказала директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. Оправдательный приговор — редкость в отечественном судопроизводстве. Не меньшая, чем обвинительный в отношении представителей государственной власти и силовых структур, нарушающих законные права журналистов говорить правду и права аудитории получать информацию о происходящем.

Решение суда в Абакане — реальная победа здравого смысла и той солидарности в защите наших общих прав, которой, как некоторым кажется, в России нет.

Надежда АЖГИХИНА

Как это было

 Там же люди…

 

Афанасьев попал в больницу после того, как его избили неизвестные. Нападение он связывает со своей профессиональной деятельностью: через два дня после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС он опубликовал в своем блоге сообщение, что под завалами в воздушных карманах могут оставаться живые люди. Ссылаясь на источник в МЧС, он написал, что их еще можно спасти, однако краевые чиновники и руководство «РусГидро» не были заинтересованы в проведении дорогостоящих операций. Это заявление вызвало большой скандал.

Против Афанасьева возбудили уголовное дело по обвинению в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство руководства Хакасии и дирекции ГЭС.

Сам Афанасьев не знает, кто причастен к нападению. «Об одном думаю, что вряд ли из тех оппонентов, которые у меня есть, кому-то надо было именно в это время меня избить», — сказал он. Журналисту кажется, что, «возможно, власти» имели отношение к нападению на него. По словам Афанасьева, ему лично звонил начальник абаканской полиции и пообещал найти причастных к этому преступлению.

Ранее

На зеркало неча пенять…

Далее

Журналистика в окружении корпораций

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru