На днях в средствах массовой информации активно обсуждалась новость о том, что Банк России готов пожертвовать банковской тайной, чтобы упростить обмен информацией между банками, регулятором и правоохранительными органами для борьбы с кибермошенничеством.
Законопроект, наделяющий Центробанк правами по регулированию обмена участниками банковской среды и правоохранительными органами сведениями, составляющими банковскую тайну, в настоящее время разрабатывает Минфин России. Как пояснил источник в главном финансовом регуляторе, подобный законопроект необходим для вывода правоотношений в сфере обмена такой категорией данных из «теневой области», поскольку в текущий момент банки осуществляют нелегальный обмен составляющими банковскую тайну сведениями.
При этом в Центробанке заверяют, что паспортные данные клиентов не потребуются – номера счета, фамилии, имени и отчества, скорее всего, будет достаточно. Вопрос возможности раскрытия банковской тайны важен не только для расследования кибератак на серверы кредитных организаций, но и в плане привлечения экспертизы и аутсорсинга. Напомним, что банковская тайна представляет собой тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). В настоящее время случаи ограничения банковской тайны ограничены законодательством и касаются такого узкого ряда правоотношений, как расследование уголовных дел, рассмотрение дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции и т.п. Рассмотрим вопросы ограничения банковской тайны в ряде западных стран.

Министры финансов стран ЕС в октябре 2014 г. пришли к принципиальному соглашению привести в соответствие с новыми международными стандартами законодательство стран Евросоюза, касающееся трансграничного обмена информацией о банковских счетах. Фактически это означает полную открытость информации, составляющей банковскую тайну, перед органами финансового (налогового) контроля. В Швейцарии с 1992 года действует закон, согласно которому служащий банка или банк как юридическое лицо обязаны сообщать швейцарским властям о возможных фактах отмывания денег. За сокрытие такой информации банкиры несут ответственность в виде штрафа 50 тыс. швейцарских франков или освобождения от занимаемой должности. Кроме того, у банка отзывают лицензию на банковскую деятельность.
В Германии действует закон об отмывании денег, целью которого является облегчение процедуры выявления доходов, полученных вследствие совершения тяжких преступлений, создание препятствий для отмывания денег, а также содействие разоблачению структур организованной преступности. Его суть сводится к тому, чтобы обязывать банки идентифицировать операции своих клиентов на сумму свыше 20 тыс. евро. По американским законам все банки, расположенные на территории США, автоматически подключаются к специальной компьютерной системе налогового ведомства государства.
Информация о платеже, превышающем 10 тыс. долларов, по этой системе автоматически попадает и к налоговикам. Кроме того, все банки получают стандартные формы, по которым они обязаны сообщать непосредственно правительству о всех операциях с наличными на сумму свыше 3 тыс. долларов, независимо от того, вызывают они подозрение или нет. Должностные лица, виновные в нарушении данных предписаний, могут караться лишением свободы до 10 лет. Следовательно, институт банковской тайны и в национальном (российском), и в зарубежном законодательстве не может служить защитой откровенно «грязных» денег, однако в предлагаемом Минфином законопроекте банковскую тайну предполагается раскрывать по куда менее весомому поводу.
На наш взгляд, выводы о новом законопроекте, по крайней мере до появления его текстуального выражения, будут преждевременными, однако сама тенденция к упрощению процедуры ограничения и раскрытия банковской тайны крайне тревожна, поскольку право граждан и организаций на банковскую, аудиторскую, а равно коммерческую тайну и на сохранение в тайне других видов конфиденциальной информации столь же неотъемлемо, сколь и право на неприкосновенность частной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений. Соблюдение этих прав обеспечивает комфортную среду для жизни каждого и общества в целом. Бороться с правонарушениями необходимо правовыми средствами, а не путем лишения третьих лиц их прав.
Ольга Бодрова Генеральный директор ООО «Юридическая компания «За и Против»