Турчанку назвали Марией
Отношения Турции с Россией переживают не лучшие времена. Это при том, что на протяжении веков россияне не раз приходили на помощь турецким гражданам, о чем свидетельствует и эта история.
В январе 1878 года, после изматывающего и победного боя под Карагачем, Кексгольмский гренадерский полк двигался к новому рубежу. Мела колючая поземка. Неожиданно рядовой 11-й Нестеровской роты Михаил Саенко на обочине увидел рядом с занесенной снегом мертвой женщиной плачущую девочку. На привале дитя напоили молоком, а вскоре весь полк узнал о спасенной девочке — турчанке, которая назвала себя Айше. На собрании полка было решено удочерить ее. Весной 1879 года она была крещена в православие, о чем была сделана запись в церковной метрической книге: «Айше, турчанка, магометанского закона, четырех лет от рождения, усыновленная общим собранием полка, посвящена святым крещением с наречением имени Мария — в честь святой Марии Магдалины. Отчество дано Константиновна — в честь крестного отца поручика Константина Коловаева». Фамилию турчанке дали в честь полка — Кексгольмская.
Когда подошло время, Машу отдали на обучение в варшавский частный пансион (полк в то время квартировал в Варшаве). Затем встал вопрос о дальнейшем достойном образовании. Как пишет один из историков, подарок судьбы последовал в виде особы императора Александра, который будучи в Варшаве очень удивился, увидев в гостиной полка портрет девочки-турчанки. Заинтригованный государь и императрица Мария Александровна приняли живое участие и определили Машу в светский Александро-Мариинский институт.
В 1890 году после окончания института Маша гостила в полку, и был праздник под музыку оркестра. И все радовались до слез. Особенно Михаил Саенко, которого Маша называла мой ангел-хранитель.
В Луцке Маша познакомилась с офицером 33-го драгунского Изюмского полка Александром Шлемером. Он осенью 1892 года попросил у всего полка руки их дочери. Полк дал согласие на брак, после венчания супруги уехали в имение мужа в Орловскую губернию.
Но связь Айше-Марии с полком не прерывалась. На её визитных карточках значилось: «Мария Константиновна Шлемер, Дочь лейб-гвардии Кексгольмского полка». Она носила брошку — герб полка, а свои письма запечатывала гербовой печатью, принадлежавшей ей по девичьей фамилии.
Как гласят различные источники, в годы первой мировой войны Мария Константиновна стала сестрой милосердия в своем полку, а свои драгоценности отдала на нужды армии.
Валерий Громак
Фото: amsmolich.livejournal.com
собкор «НВ»