Татьяна Голикова не долго отсиживалась на галерке
В Счетной палате РФ закончилась чистка, которую по масштабам можно смело приравнять то ли к генеральной уборке, то ли кадровой революции.
Теперь там новое руководство, наполовину обновленный состав аудиторов и даже новенькая (и очень дорогая) вывеска на здании. На пост главы СП без лишних вопросов депутатами была утверждена Татьяна Голикова. Время покажет, как распорядится она полученными полномочиями. На министерском посту у нее получилось не очень…
Еще в начале года по коридорам власти пронеслась новость: Степашина убирают! За столько лет — он возглавлял Счетную палату с 2000 года — Сергей Степашин и СП стали едва ли не близнецами. Как Ленин и партия в знаменитой поэме. Хотя поначалу выходец из «Яблока», по спискам которого Сергей Вадимович прошел в Госдуму, вызывал у многих противоречивые чувства, сдобренные изрядной долей ехидства. За диссертацию на тему «Партийное руководство противопожарными формированиями Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». За потомственное дворянство, полученное из рук «самопровозглашенной врио императрицы России», великой княгини Марии Романовой (и такая, оказывается, есть)…
Но постепенно Сергей Степашин заставил с уважением относиться и к своему ведомству, и к себе лично. И потому мнение, что Степашин пострадал за «излишнюю» самостоятельность и принципиальность, имеет место быть. Хотя стоит учесть: пошел уже третий срок его пребывания на посту председателя СП, и известная усталость от однообразия тоже ведь накопилась. Да и не стоит превращать государственные посты в пожизненные. Не говоря о том, что место уж больно опасное — веру в человечество можно потерять окончательно и бесповоротно…
Именно СП выявила кражу из бюджета Хабаровского края на сумму 330 миллионов рублей — в 2003 году тамошний министр финансов отдал их коммерческим структурам, и очень скоро через сомнительный столичный банк они оказались выведенными сначала в Австрию и далее — в США и Англию. Всего на момент проверки чиновник с помощью «не имеющих экономического смысла операций» вывел 8 миллиардов. Деньги он «одолжил» на год, но и спустя пять лет они не вернулись в бюджет. И даже смешной процент в 1,8 процента годовых не выплачивался — это еще четверть миллиарда убытку. Однако особую пикантность ситуации придает не сам факт откровенного воровства народных денег (к этому мы привыкли), и даже не безнаказанность чиновников (к этому мы тоже привыкли), а наглость и цинизм, с какими орудовали ворюги. Все документы по сделкам краевой минфин… уничтожил, а украли чиновники деньги, выделенные из федерального бюджета хабаровчанам на бедность. Губернатор Вячеслав Шпорт, якобы, узнал о том, что творится у него под носом, от Счетной палаты из Москвы, с другого конца страны. Словно потеря сотен миллионов для него настолько мала и привычна, что он и не заметил.
Или вот Белгородская область. Там СП также поймала за руку самую верхушку власти. Как установила аудиторская проверка, губернатор Евгений Савченко еще в 1999 году незаконно создал т.н. «благотворительный фонд», который незаконно в течение многих лет собирал деньги и они… исчезали! Данью в пользу, якобы, университета обложили всех. Жалости не было даже к сирым и убогим: на бланках администрации области издыхающим предприятиям, которые уже не платили зарплаты и налоги, напоминали о причиненном «значительном ущербе экономике области» и требовали немедленно сделать… благотворительный взнос и об исполнении доложить письменно!
Ну, и каково, наблюдая эдакое изо дня в день, из года в год, сохранить светлые идеалы?!
Тем не менее Сергея Степашина тоже называли в числе претендентов на пост главы СП. И он вошел потом в официальную тройку вместе с помощником президента Татьяной Голиковой и депутатом Госдумы Андреем Макаровым. Но то было, скорее, данью дежурного уважения лично Степашину и процедурным требованиям: по закону в списке Госдумы для президента должно быть три фамилии, из которых он будет выбирать. Правда, президент имеет такое же законное право ни в чем себя не ограничивать и назвать любого из десятков миллионов россиян трудоспособного возраста. Да и не было тайной, что свой выбор Владимир Путин уже давно сделал…
Как ни парадоксально, но при всей успешности своей личной карьеры — зам министра в Минфине, министр в Минздраве и Минздравсоцразвития — Татьяна Голикова не может похвастать никакими достижениями, которые можно было бы заметить и оценить. Оказывается, и такое может быть! По опросу ВЦИОМ 2010 года, работу министра Голиковой не одобряло 29 процентов и еще 40 процентов не смогли никак ответить или не знали, кто она такая. Опрос ВЦИОМ 2011 года показал: деятельность министра Голиковой не одобряет уже 41 процент россиян…
Более того, все годы ее пребывания в должности министра стабильно сопровождались громкими и очень громкими скандалами.
Это и неоправданно завышенные цены на лекарства, которые становились все недоступнее для населения. По оценкам Генпрокуратуры, возбудившей в 2010 году уголовное дело, только в 2008 — 2009 годах Минздрав при госзакупках медикаментов нанес государству ущерб на 3,4 миллиарда рублей.
И дела по закупкам томографов по ценам, дороже отпускных в разы. Контрольное управление администрации президента проверило эффективность расходования бюджетных денег в 2008–2010 годах при приобретении медтехники. Причем речь шла о технике для помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и пострадавшим в ДТП! И пришло к выводу: бюджетные деньги тратились «крайне неэффективно». Что в переводе с чиновничьего новояза означало: министерство само платило по предельно завышенным ценам и давало ориентир регионам. Генпрокуратура возбудила тогда 17 уголовных дел. Тогдашний президент Дмитрий Медведев так охарактеризовал деятельность своих чиновников: «Это абсолютно циничное, хамское воровство государственных денег… Люди, которые это все устраивают, ни стыда, ни совести не имеют… Я лично дам указание, чтобы все, кто к этому причастен, понесли суровое наказание… Это вызывает дикую ненависть наших людей…». (Потом выяснится: суровая, но справедливая кара так никого из лихоимцев и не настигла).
Конституционное право граждан России на бесплатное медицинское обслуживание все эти годы медленно и верно превращалось во все более платное и недоступное. Стоит вспомнить только грандиозный скандал в 2011 году: к середине августа уже было израсходовано 80 процентов денег, предназначенных для оплаты высокотехнологичной медицинской помощи — это 20 важнейших областей медицины! Больным стали откладывать лечение и записывать их на очередь или предлагать платить…
Стоит вспомнить и «обрезание» социальных норм и сокращение числа врачей и младшего медперсонала. И модернизацию здравоохранения, о которой столько говорилось чиновниками, но которая проявилась в том, что вернулись к старым социальным нормам 1996 года. Которые были меньше соответствующих норм СССР. И «стандарты медпомощи», так и не ставшие стандартами…
А чего стоит коллективное письмо из Минздрава подчиненных Голиковой в апреле 2011 года — с жалобой (да что уж там — с доносом) к главе правительства на врача Леонида Рошаля, с просьбой защитить их от него! Знаменитый детский врач подверг уничижительной критике реформы здравоохранения, которые проводила министр Голикова. Он имел на то и основания, и право — высказать свое мнение профессионала и гражданина. И так и осталось непонятным, чего добивались этим чиновники? Чтобы премьер Владимир Путин заставил доктора молчать? велел сослать в лагерь? расстрелять?!
Ну, а про обещание министра Голиковой пенсии в 25 тысяч рублей к 2020 году все уже и забыли давно, а уж к тому времени и вспоминать будет некому.
Новый председатель получит в свое распоряжение во всех смыслах обновленную СП. По новому закону «О Счетной палате РФ», вступившему недавно в силу, меняется и порядок ее формирования, и функции, и состав аудиторов и аппарата, и интерьер в кабинетах и коридорах, и даже вывеска на здании.
Кстати, тайна появления новой вывески — единственная интрига во всей этой истории.
«Табличка фасадная» из цветного металла, покрытая глянцевым золотом и украшенная накладным гербом с объемным орлом по цене 285 тысяч рублей, стала полной неожиданностью для главы СП Сергея Степашина. И не только потому, что возникали вопросы: выдержит ли фасад вес под 200 килограммов? И, главное, — зачем? Кому это нужно? Информация о вывеске-слитке просочилась к общественности, когда вопрос о замене еще не был официально решен, и считалось, что шансы его остаться были высоки! Это был болезненный удар и по председательскому самолюбию, и по его имиджу. Степашин был вынужден едва ли не оправдываться, что СП не заказывала никаких «табличек»!
А все было так просто. Это управделами президента с купеческим размахом готовилось к приходу новой начальницы в СП! Сделали ей красиво. Для клерков никаких тайн не существует…
Ольга КИТОВА
обозреватель «НВ»