Судьба украинского премьерства решится 12 апреля
“Бездумный бег на месте”
Свое решение уйти из правительства, которое он возглавлял с февраля 2014 года, после отстранения от власти президента Виктора Януковича, Арсений Яценюк обнародовал в телеобращении. “Сделав все для стабильности и преемственности курса, заявляю о решении передать обязанности руководителя правительства”,— заявил господин Яценюк, сообщив, что видит “свои задачи шире, чем полномочия главы кабинета”. Свои приоритеты после отставки он определил так: “Новое избирательное законодательство. Конституционная реформа. Судебная реформа. Коалиционный контроль за курсом нового правительства. Международная поддержка Украины. Членство Украины в ЕС и НАТО”.
Арсений Яценюк не стал скрывать, что его решение — вынужденный шаг, продиктованный необходимостью вывести страну из затяжного политического кризиса, центральной фигурой которого до последнего времени оставался он сам. Уходящий премьер, возглавлявший, по собственному выражению, “правительство камикадзе”, не удержался от резкого выпада в адрес тех, кто не оставил ему другого выбора.
“Желание сменить одного человека ослепило политиков и парализовало их волю к реальным изменениям. Процесс смены правительства превратился в бездумный бег на месте. Авторы кризиса стали заложниками обстоятельств и сделали заложниками всех нас: правительство, общество, государство”,— обрушился на своих оппонентов Арсений Яценюк, не став называть конкретных фамилий авторов “искусственного политического кризиса”.
Разговоры о его отставке ходили в течение последнего года. Наиболее серьезная угроза нависла над премьером 16 февраля, когда Верховная рада вначале признала неудовлетворительной работу правительства, а затем вынесла на рассмотрение вопрос об отставке премьера. Но вотум недоверия не прошел. Многие парламентарии, в том числе из “Блока Петра Порошенко” (БПП) и “Оппозиционного блока” (ОБ), выступавшие с критикой кабинета министров, под разными предлогами устранились от голосования за отставку. Критики властей заявили о “циничном сговоре” между президентом, премьером и олигархами, не желавшими политических потрясений, которые возникли бы в случае отставки правительства и распада правящей коалиции.
За прошедшие два месяца президент Порошенко, по словам информированных собеседников “Ъ” в Раде, заручился гарантией того, что даже в случае ухода господина Яценюка парламентское большинство не распадется, “Народный фронт” (НФ) премьера останется в коалиции, и досрочных выборов проводить не потребуется. В обмен на это команда президента согласилась оставить за представителями НФ несколько ключевых постов в правительстве, и в первую очередь сохранить во главе МВД Арсена Авакова. Приняв в свои ряды несколько внефракционных депутатов, а также парламентариев, исключенных из других фракций, БПП и НФ чисто математически обеспечили себе большинство в Раде — по некоторым данным, сегодня они контролируют как раз 226 мандатов, что составляет необходимый минимум для формирования коалиции.
Но это большинство слишком ненадежное, особенно если учесть, что в той же фракции БПП существует серьезный раскол, а некоторые депутаты (в особенности бывшие журналисты Мустафа Найем и Сергей Лещенко) выступают с резкой критикой президента и его команды. Как сообщили источники “Ъ” в Раде, соратники Петра Порошенко разработали “запасной вариант”: при голосовании ключевых законопроектов они могут рассчитывать на “ситуативную поддержку” депутатских групп “Возрождение” и “Воля народа”, а также членов “Оппозиционного блока”. Впрочем, поскольку власти опасаются реакции “патриотической общественности”, считающей ОБ реинкарнацией “Партии регионов”, об этих договоренностях вслух объявлено не будет.
Смотрите, кто идет
Своим преемником Арсений Яценюк видит спикера Верховной рады Владимира Гройсмана — креатуру Петра Порошенко, ранее выдвинутого на должность главы правительства фракцией БПП. Он мог возглавить украинское правительство еще в конце марта — начале апреля, перед принципиально важным для Киева визитом президента Порошенко в США, но тогда договориться о составе правящей коалиции и будущего правительства не удалось. Это дало основания критикам Петра Порошенко говорить о том, что он утрачивает контроль над Верховной радой.
После отставки Арсения Яценюка глава президентской администрации Борис Ложкин поспешил выразить убежденность в том, что новая правящая коалиция и новый Кабинет министров будут сформированы уже в ближайшие дни, после чего Киев получит помощь в размере $1 млрд кредитных гарантий США. “Сейчас не идет речь о том, что коалиция будет создана на двоих, троих или четверых. Идут переговоры между различными фракциями, и я рассчитываю, что все сознательные депутаты, которые думают о судьбе страны, о том, что нам необходимо активизировать проведение реформ, поучаствуют в создании коалиции”,— пояснил господин Ложкин.
“Коалиция “на двоих” не даст достаточного количества голосов, чтобы постоянно обеспечивать принятие необходимых законов. Потребуется ситуативное привлечение голосов из других фракций и групп. То есть это не команда единомышленников, а пожарная команда парламента, спасающая его от роспуска и досрочных выборов”,— разъяснил “Ъ” заявление Бориса Ложкина депутат Рады от Радикальной партии Игорь Попов. По его мнению, из-за офшорного скандала пропрезидентский блок потерял свой авторитет, в результате чего “портфели между БПП и “Народным фронтом” сейчас будут разделены практически пополам”.
Яценюк пишем, Порошенко в уме
Заявление Арсения Яценюка об отставке резко изменило информационный фон в украинской политике, отодвинув на второй план офшорный скандал, в центре которого оказался господин Порошенко. Тучи вокруг него стали сгущаться после обнародования в начале апреля так называемых панамских документов, в которых фигурируют имена ряда мировых лидеров и приближенных к ним лиц, якобы причастных к тайному открытию офшорных счетов. Одним из фигурантов “панамского досье” стал президент Украины. Тему “двойной жизни” Петра Порошенко, призывающего к созданию прозрачного, социально ориентированного и патриотически настроенного бизнеса и при этом выводящего активы за рубеж, немедленно подхватили украинские политики и СМИ. Объяснения президентского окружения о том, что созданная на его имя компания была всего лишь средством для предпродажной реструктуризации принадлежащей ему компании Roshen, не убедили оппонентов.
Так, лидер Радикальной партии Олег Ляшко выступил с инициативой создания специальной временной комиссии по расследованию наличия у президента офшорных счетов. “Я не говорю, что мы отправим президента в отставку, я не утверждаю, что его действия преступны. Об этом можно говорить только тогда, когда свои выводы сделают следственная комиссия, Верховный суд и Конституционный суд”,— пояснил господин Ляшко.
Тема импичмента президенту, вброшенная в украинскую политику накануне решающей битвы за кресло премьера, казалось бы, давала шанс Арсению Яценюку остаться на плаву и сохранить за собой кресло премьера. Однако господин Яценюк предпочел другой сценарий: перестать быть вечным стрелочником, при этом продолжая играть одну из ключевых ролей в переформатированном правительстве — через своих соратников.
Предстоящая ротация исполнительной власти должна подтвердить роль Петра Порошенко как единственного арбитра между различными группировками в украинской политике, а также укрепить имидж президента, основательно подорванный офшорным скандалом и провальными для Киева результатами прошедшего в Нидерландах референдума по соглашению об ассоциации Украины с ЕС.
Сергей Строкань, Максим Юсин, Янина Соколовская
Фото: ukrtime.net
Источник: “Коммерсантъ”