Политолог Олег Матвейчев — о том, долго ли продержится перемирие в Нагорном Карабахе
На недавних переговорах глав Армении и Азербайджана при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ достигнута договоренность о перемирии. Стороны согласились вернуться к Соглашению о прекращении огня, подписанному в 1994 году при посредничестве России. Впрочем, остается вопрос: насколько продолжительным окажется перемирие, достигнутое в Вене?
Этническое противостояние между Азербайджаном и Арменией в 1991 году переросло в вооруженные столкновения. Тогда же на части территорий региона по итогам референдума была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. В последние десять лет конфликт оставался в статусе замороженного — прежде всего благодаря усилиям международных посредников.
Почему международное сообщество было заинтересовано в прекращении конфликта? В первую очередь России войны в Закавказье не нужны в принципе. Тем более что наша страна выстроила добрососедские отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией.
До поры до времени этот конфликт был не нужен и ближайшим соседям России — Турции и Ирану. Как ни странно, война в НКР была не нужна и США, как правило, с удовольствием использующим конфликты на территории Евразии в своих интересах. Но этот случай — особый: на территории Азербайджана работают американские корпорации, занимающиеся торговлей и переработкой нефти, соответственно — в дестабилизации здесь не заинтересованы. Поэтому давление нефтяных компаний и армянского лобби (армянская диаспора является одной из самых крупных в США) на Вашингтон оказалось столь сильным, что в этом миротворческом процессе Штаты выступили на стороне Армении. Дошло даже до того, что некоторые штаты, несмотря на позицию федерального центра, признали независимость Нагорного Карабаха.
После подписания соглашения в 1994 году казалось, что конфликт утих и можно думать о вариантах его разрешения, хотя обе стороны продолжали настаивать на реализации своих интересов. Азербайджан хотел бы, чтобы Армения разблокировала территории, которые ему принадлежали исторически, где преимущественно проживает азербайджанское население. Армения желала бы получить гарантии относительно неприкосновенности Нагорного Карабаха с стороны Азербайджана.
В такой непростой ситуации сбалансировать отношения между двумя государствами можно лишь на основе взаимного доверия, которое обретается со временем.
И вдруг разразилась так называемая четырехдневная апрельская война, в развертывании которой Армения и Азербайджан взаимно обвинили друг друга.
Несложно предположить, что за новым разжиганием конфликта кроются определенные интересы. Речь идет о Турции. Растерявший международный авторитет президент Реджеп Эрдоган решил проучить нашу страну за реакцию на инцидент со сбитым российским истребителем, а также за санкции.
Спровоцировать обострение конфликта Эрдогану было несложно, так как почти вся элита Азербайджана тесно связана с турецким бизнесом и истеблишментом. Азербайджанские банки сотрудничают с турецкими, развиты связи в области сельского хозяйства, тесное сотрудничество развивается в военной области. И, как судачат эксперты, еще неизвестно, кому подчиняется азербайджанская армия — турецкому руководству или руководству Азербайджана. Есть мнение, что турецкий лидер Реджеп Эрдоган оказал давление на часть азербайджанских военных, дабы спровоцировать новую напряженность в горячей точке. Может быть, эти эксперты и правы.
Хотя не лишена своего веса и другая точка зрения. В принципе конфликт мог понадобиться и самому Ильхаму Алиеву. Экономический кризис, связанный с падением цен на нефть, обвалил национальную валюту, привел к падению уровня жизни в Азербайджане и к снижению популярности Алиева, оказавшегося в положении заложника нефтяной политики и местных националистов. Для восстановления рейтинга ему нужно было совершить что-то выдающееся. В экономике это сделать сложно. В то же время, участвуя в территориальном конфликте, азербайджанский лидер предстает в роли защитника территориальной целостности своей страны.
Поэтому, возобновляя старый конфликт, Эрдоган стремился отомстить России, Алиев — поднять свой рейтинг.
Сейчас стороны сетуют на то, что не успели договориться о перемирии, а оно уже нарушается. Но нетрудно предположить, что такая ситуация станет сохраняться до тех пор, пока азербайджанская и турецкая стороны будут использовать конфликт в своих интересах.
Нужно сказать, что США и ЕС также пытаются разыграть свою карту. После конфуза в Сирии, когда главным получателем политических дивидендов выступила Россия, осуществившая блестящую миротворческую операцию и одержавшая ряд дипломатических побед, Евросоюзу и США нужно реабилитироваться. Отсюда попытка сыграть на армяно-азербайджанском конфликте и усадить двух глав государств за стол переговоров, перехватив у России роль главного миротворца.
Правда, попытка оказалась неудачной. Понятно, что апрельская война была прекращена благодаря усилиям Москвы и на переговорах в Вене роль нашей страны оказалась решающей. Так что отобрать у России пальму первенства в урегулировании этого вопроса и вообще на территории Закавказья не удалось.
Более того, проблема Закавказья, если говорить о перспективах, может быть решена только при усилении роли нашей страны. Исторически Россия играла роль миротворца в этом регионе и во времена Империи, и в эпоху Советского Союза. Кстати сказать, уход СССР и привел к расцвету национализма, многочисленным конфликтам и жертвам.
Бывшие советские республики пробовали жить по-своему. Грузия оказалась под влиянием США, разорвав все связи с Россией. Однако серьезно потеряв в уровне жизни, медленно, но верно возвращается в фарватер российской политики. В окружении враждебной Турции, Ирана и других ей не остается ничего другого.
Армения тоже проходила через демократические или электрические революции, но у армянского народа хватило мудрости не оборвать связи с Россией.
Азербайджан тоже попробовал свою игру на нефтяном поле с Ираном, Турцией и другими. Но начал утрачивать процветание. Беззащитность экономики и десуверенизация государства как следствие смешения азербайджанской и турецкой элит стала реальной угрозой.
Так или иначе закавказские республики начинают осознавать, что альтернативы России нет. Первой это осознала Армения, поэтому уже год как находится в Евразийском экономическом союзе. Сходные процессы, по всей видимости, ждут в ближайшем будущем и Грузию, и Азербайджан.
Олег Матвейчев
Фото: zampolit.com
Источник: “Известия”