Часть псов в этой местности явно приносили в жертву, а других просто употребляли в пищу, тем не менее ряд собак из захоронения при жизни мог быть в тесных дружеских отношениях со своими хозяевами
В древнем святилище Усть-Полуй российские археологи при участии канадских коллег, обнаружили останки 115 собак, большинство из которых имеет возраст около 2000 лет. Часть из них была съедена, другие принесены в жертву, а третьих, по всей видимости, хоронили в могилах, сходных с человеческими. Об обнаружении “кладбища” сообщает портал LiveScience.
Усть-Полуй – древнее святилище, находящееся в районе города Салехард в Ямало-Ненецком автономном округе. Это место давно известно находками большого количества предметов усть-полуйской культуры. Как оказалось, особенно выделяется оно числом костей собак. Всего найдены останки 115 особей, при том, что в большинстве сибирских раскопов их число не превышает десятка. Часть скелетов имеет отметки от каменных орудий (от соскабливания мяса с костей). Очевидно, эти животные были съедены, тем более, что их кости разбросаны рядом так же, как кости других съедобных животных. Например, 15 собачьих черепов лежали в одной куче, причём все они были вскрыты и из всех в одной и той же манере извлечен мозг. Такая куча черепов делает вероятной версию жертвоприношения этих собак, также, как и этнографы ранее фиксировали у других народов Севера. Правда, заклание сразу 15 животных является нетипично масштабным.
В этом же районе ранее были найдены останки двух саней, по типу похожих на запрягаемых собаками. На ездовую роль местных древних псов указывает и обнаруженный костяной нож, на котором присутствует изображение собаки в упряжи.
Но необычнее всего выглядят останки пяти собак, что были захоронены близко друг от друга на краю Усть-Полуйского святилища. Каждая могила представляет собой неглубокую (в условиях мерзлоты тогда глубоко не копали) яму, в которой на боку лежит скелет пса. В Усть-Полуе ранее были найдены три могилы людей. Они выглядят точно так же, и кроме скелетов практически ничем не отличаются от этих пяти собачьих захоронений.
Археологи полагают, что отношение к собакам могло отличаться в зависимости от того, как к ним относились их хозяева. Пятеро захороненных — своего рода собачья аристократия — очевидно были дороги своим владельцам, поэтому не были ни съедены, ни принесены в жертву. Скорее всего похоронили их так, как поступали с близкими людьми.
Святилище принадлежит одноимённой усть-полуйской культуре, существовавшей с IV века до нашей эры по II век нашей эры. Её носители были довольно необычным для этих мест примером охотников с развитой ещё в древности материальной культурой. Хотя большинство орудий каменные и костяные, есть и примеры бронзовых украшений и даже железных ножей — в ту пору исключительно редких на Севере. Этническая принадлежность их не ясна. Есть гипотеза, что полуйцы являются сиртя из ненецких легенд — древним доненецким населением крайнего Севера, якобы пришедших на побережье Северного Ледовитого океана с неких островов. Они, согласно мифам, также имели богатую материальную культуру и были, в отличие от ненцев, охотниками, пользующимися для передвижения собачьими упряжками. В то же время напрямую соотнести полуйцев с сиртя сложно. Легенды приписывают последним взаимодействие со стадами карликовых мамонтов (я-хора) с Острова Врангеля, которые вымерли за 1250 лет до появления памятников Усть-Полуйской культуры.
Источник: “Life”