Главный инженер «Казань-Арены», Мирослав Шигут дал большое интервью, в котором рассказал, почему российские агрономы уступают иностранцами и как из-за своей работы не может спокойно смотреть футбол
– Расскажите немного о вашей команде. У вас большой опыт работы на серьезных объектах…
– Да, в 2011 году мы делали поле стадиона «Металлист» в Харькове, которое имеет похожую систему, что и на «Казань-Арене». Но здесь будет намного лучше, потому что старый харьковский стадион не позволил нам сделать то, что мы хотели. Здание стадиона было старым и не все можно было реализовать. Но на Евро-2012 поле стадиона хорошо себя показало.
Потом мы готовили покрытие на стадионе в Киеве – НСК «Олимпийский». Его все могли оценить, когда проходил финал Евро с участием Испании и Италии. Все на наших аренах в период Евро прошло гладко, и поля не подвели. Мы строим помимо этого площадки для гольфа. В Казани у нас уже есть объект – гольф-клуб «Казан», мы делали поля для гольфа на Украине, в Чехии, Словакии. Это так же наша основная работа.
– Ваше впечатление о «Казань-Арене»? Многие считают ее лучшим стадионом страны…
– Я был на многих аренах в Москве, и был на новой арене, что строится в Санкт-Петербурге, и из того, что мне довелось за это время увидеть могу сказать, что в Казани построен очень красивый стадион и если говорить о Европе в целом, то он один из лучших. Зрители будут чувствовать себя здесь приятно – для них здесь сделано очень многое и они будут близко к полю, приближены к игре. Вообще арена оставляет впечатление очень домашней.
– Насколько в России сложно готовить газон? Многие жалуются на климат, погодные условия…
– Нет, в этом нет проблемы. Например у нас под газоном будет конструкция, которая будет помогать агрономам ухаживать за полем в любую погоду. У нас здесь будет дренажно-вентиляционная система ISASS, которая будет работать и откачивать воду с воздухом, как пылесос. Так она может и толкать воздух под корневую систему газона и подогревать решетку – систему отопления, а на дистанции поля каждые 25 см будут расположены специальные трубы, которые будут греть поле. Будет и система орошения. Все системы автоматичны и связаны с компьютером. Ими можно управлять в любой точки мира по интернету и наблюдать состояние поля. Можно контролировать работу с полем находясь где угодно. Датчики даже будут считывать сколько миллиметров воды и на каком именно участке поля. С такой системой в любых условиях можно держать поле в хорошем состоянии.
– Следите ли вы за ситуацией с полями на московских стадионах? Что можете сказать об этом?
– Да, знаю, что из-за этого игра ЦСКА с «Викторией» перенесена в Санкт-Петербург. В последние годы есть вот эта система, о которой я говорю. Все ее хотят на свои стадионы, потому что она показывает хорошие результаты – вспомните, какой был дождь на «Донбасс-Арене» во время матча Евро между Украиной и Францией и как быстро тогда удалось откачать воду – через час можно было играть на хорошем поле, хотя многие опасались, что матч отменят. Многих просто пугает то, что эта система не из дешевых. Но она может решить много проблем.
– Сколько она стоит, если пугает людей, которые тратят десятки миллионов на футолистов?
– Позволить ее могут многие, но не считают почему-то это обязательным. Вы посмотрите какие ребята будут бегать по этому газону и сколько миллионов они стоили, насколько они застрахованы, сколько получают. И руководителям клуба нужно, чтобы тот или иной футболист играл за них, потому что он один из лучших, но в то же время не могут обеспечить ему поле, играя на котором он не получит травму. В сравнении с тем, сколько стоят футболисты, этот газон и то, что под ним – это небольшие затраты. Если вы платите за игроков миллионы, то почему не можете обеспечить себе хорошее поле? Эта система лучшая в мире по работе с полем и она стоит того.
– Можете гарантировать, что в Казани не будет того, что сейчас происходит с московскими полями?
– Такого здесь не будет. Понятно, что во время ливня полю потребуется время, чтобы выкачать воду. Но потом на нем не будет никаких луж и это вопрос десятков минут, когда вода уйдет с газона и оно не будет плавать. Не нужно будет делать это вручную, как было перед недавним матчем сборной на «Центральном». Система справится самостоятельно.
– Стадион «Петровский» – ваш первый российский проект. Что можете рассказать о работе там?
– Начну с того, что там работают очень приятные люди и было приятно с ними работать, подготовить для них это поле. Это были не только работники стадиона, но и болельщики «Зенита». Они, каждый раз встречая нас в городе, часто интересовались, кто мы такие и узнав, чем мы занимаемся, желали нам удачи, подбадривали. Все были рады и говорили, что им не терпится наконец-то получить хороший и качественный газон для хорошой команды. Думаю, что у нас получилось удовлетворить их желания. Работа там была очень приятной.
Что касается стадиона, то это старое здание и мы сделали то, что было возможно. На новом стадионе «Зенита» возможностей будет гораздо больше.
– Выдвижное поле, например. А вы будете там работать?
– Я уверен в этом. И нас не страшит выдвижное поле, потому что мы знаем свою работу. Ясно, что там будет много непривычных моментов и стадион сам по себе нетипичный. Но я похожие системы наблюдал и в Германии и, думаю, мы справимся с этой работой. Это будет интересным опытом для нас.
– Уже определились со страной-поставщиком газона для Казань-Арены?
– Не могу сказать вам, потому что это тайна. Франция или Голландия? Где-то в этом районе (смеется). Могу вас заверить, что это будет лучший рулонный газон, который сейчас можно достать в Европе для футбольных арен.
– Хорошо. А кто по-вашему делает самый эталонный газон, который можно считать лучшим в мире?
– Это не так важно, откуда газон. Главное – чтобы люди, которые выращивают этот газон, делали это именно под футбол. В Европе многие делают это без такого акцента. Это важная особенность. А в целом нельзя сказать, что в Европе есть какие-то плохие производители.
Например, для стадиона в Киеве мы застелили свой словацкий газон и все были очень довольны. Такой же мы стелили на Олимпийских играх в Пекине. Сейчас такое время, что специалисты знают, как ухаживать за полем держать его на высоком уровне, поэтому не так важно, кто именно поставляет газон.
– В 2015 году на «Казань-Арене» поставят 50-метровые бассейны под чемпионат мира по водным видам. Справятся ли системы, что будет с газоном?
– Часть газона точно придется менять. Но не весь, только под бассейнами. Если говорить только о газоне, то он не выдержит этих нагрузок. Но в этом нет ничего удивительного или катастрофичного – это нормально. Если у вас есть сад с газоном и вы поставите на него ведро, то спустя время убрав его увидите, что этот участок травы пожелтеет и станет заметно хуже. Так и здесь – мы не можем себе позволить потом оставить желтый газон. Потом будем его исправлять. Для этого нам понадобится примерно два месяца. А что касается систем, то они точно выдержат.
– Когда поле на «Казань-Арене» будет полностью застелено?
– По нашим планам – в ноябре. Мы не торопимся и никого не подгоняем. Мы должны все сделать качественно, а не быстро. Так и против природы не попрешь – в Казани сейчас очень холодно. Нужно реально смотреть на вещи – условия, погоду. Мы не хотим ошибиться, а хотим, чтобы наша работа удовлетворила людей, от которых мы имеем большой кредит доверия.
– Когда по-вашему следовало бы провести здесь первый матч «Рубина», чтобы не испортить поле?
– Если газон будет постелен по плану, когда мы получим с теплопровода города достаточно тепла и наши системы будут готовы, то в идеале 2-3 недели нам хватит – тогда газон будет идеально готов для первой игры.
– В Казани последнюю неделю температура не поднимается выше 10 градусов, а до зимы остается всего два месяца – имеет ли смысл сейчас стелить поле перед заморозками?
– Этот газон выдержит зиму. Здесь к тому же нет такого ветра, какой бывает на открытых аренах, потому что он выполнен в форме чаши. Подогрев корневой зоны поля будет обеспечивать 12 градусов тепла, а сверху мы накроем его специальной пленкой, чтобы сверху для газона был обеспечен специальный микроклимат.
Хотя даже если бы не было подогрева – газон выдержал бы зиму. Но мы не хотим, чтобы он просто выдержал холод. Мы хотим, чтобы он рос как в обычное время невзирая на холодную погоду.
– Как вы думаете, почему наши российские специалисты уступают вам и прочим иностранцам в качестве работы с полями и в чем причина разницы в классе?
– Понятно, что у меня и моих людей большой опыт и много различных сертификатов – мы много учились и перенимали опыт в Европе, учились и изучали эту отрасль во многих странах. Я не хочу говорить, что ваши агрономы плохи, но это что-то из разряда специальностей. Кто-то умеет что-то делать лучше, кто-то хуже. И наоборот.
Взгляните на стадионы, которые сейчас готовят в Бразилии к чемпионату мира – там все строят и готовят сплошь европейцы, а не местные бразильские специалисты. Так завелось – они лучше играют в футбол, чем готовят поля.
Придет время, будут созданы новые технологии, системы и мы будем быстро их осваивать, изучать и работать с ними, чтобы быть и дальше на один шаг впереди остальных.
– Россия никогда не славилась хорошими полями. Как вы думаете, что нужно сделать у нас в стране, чтобы поля везде были качественными?
– Всюду, где я встречался с местным агрономами, я всегда им говорил и подчеркивал одно и то же – мелочей в нашей работе не бывает. Нужно работать так, чтобы замечать и учитывать самые мельчайшие детали. Именно из них строится общая картина. И если я забуду что-то, пропущу или решу, что вот эта деталь не важна, то потом может случится так, что именно она была основной ошибкой, которая погубит всю систему поля.
Все элементы, которые требует поле знают все агрономы – в этом я не открою ничего нового. Но некоторые люди не понимают, что газон учитывает все элементы и нельзя что-то упускать. Тогда все получится.
– Кто в Европе считается лучшим в подготовке полей?
– В Англии и Шотландии очень популярны гольф и футбол, потому там делают очень хорошие газоны. Можно сказать, что они в этом хороши. Климат им позволяет делать это лучше, чем вам здесь, к примеру. Природа и условия способствуют этому не в меньшей степени. Но замечу, что иногда и там можно встретить плохие поля.
Опыт, деньги, климат – все это имеет большое знеачение для того, чтобы сделать хорошее поле. Если человек не хочет учиться, не хочет использовать новые и доступные технологии, удобрения, то он всегда будет где-то позади.
– В связи с появлением специальных технологий что поменялось в последние годы в системе подготовки полей?
– Прогресс шагнул далеко вперед и я уже говорил о системе ISASS, которая постепенно становится популярной и многие пытаются ее осваивать. Мы так же занимаемся некоторыми разработками и автоматикой, которой нет аналогов. У нас есть команда людей, которые разрабатывают лучшую систему датчиков. Она будет работать намного качественнее и исключит ошибки. Компьютер – это машина и может дать сбой, если сгорит какой-то чип или произойдет еще что-то непредвиденное. Мы хотим ликвидировать такие ошибки и сделать ее идеальной, минимизируя огрехи.
– Многие сравнивают «Казань-Арену» со стадионом «Эмирейтс» по структуре строения, который славится лучшим полем в Европе. Сможете приблизить казанский стадион к этому уровню?
– Есть небольшие сходства. Да, мы сделаем все, чтобы сделать что-то похожее с полем. Мы идем по тому же пути и уверен, что этот уровень нам по силам.
На самом деле наша работа похожа на спорт. Мы не стараемся только заработать побольше денег и поскорее сделать свою работу, чтобы быстрее уехать. Какой в этом смысл? Если бы я просто хотел заработать денег, я бы сейчас был в Чехии дома и не уезжал бы так далеко от своей семьи и близких. Для меня это вызов и я иду по пути спортсменов, которые хотят быть самыми лучшими в своем виде. Так же и я хочу быть лучшим в своей работе.
Если благодаря моей работе кто-то будет сравнивать этот стадион с английским, то я буду только рад, ведь мы именно этого и добиваемся. Хотим показать, что мы умеем делать хорошие поля, ухаживать за ними так же хорошо, любим свою работу и делаем ее так же на совесть, как и они.
– Вы делаете футбольные поля, а сам футбол вы вообще любите? Переживаете за какие-нибудь клубы?
– Да, конечно я регулярно смотрю футбол. В европейских турнирах болею за английские команды. А поддерживаю я лондонский «Арсенал» – мне очень нравится их стиль. Еще переживаю за «Барселону» и далеко не из-за Месси – их футбол и философия мне тоже близки. Немецкий футбол и стиль – вот это явно не мое, несмотря на успехи немецких клубов в последние годы. Довольно давно мне близки именно эти два клуба.
– А как же сборная?
– В последнее время охладел к чешской сборной, потому что они играют не так, как должны, как умеют. Хотя я очень хочу, чтобы она вернулась на свой прежний уровень. Если сравнивать с нашей хоккейной командой, то вот за эту сборную мне всегда хочется болеть и переживать, ведь за нее никогда не бывает стыдно.
Знаете, ситуация почти как у вас в стране с вашими национальными командами (смеется).
– А не бывает такого, что во время просмотра матча больше обращаете внимание на газон, а не на игру?
– Да, частенько бывает! Профессиональным взглядом конечно я обращаю на качество поля немало внимания. Именно так я и смотрел матчи Евро-2012 в Украине, когда я только и делал, что смотрел на газоны, а не на игроков.
По материалам: sports.ru