После масштабной кадровой перетряски высокие посты получили новые политики — выходцы из силовых структур. По данным источников РБК, это первый этап обновления властной команды к 2018 году. Чем руководствовался Кремль, осуществляя назначения, разбирался РБК
Все перестановки, которые произошли в четверг, планировались как минимум в течение всего года, и в итоге было принято решение провести их в один день, рассказывают собеседники РБК, близкие к Кремлю, правительству и руководству «Единой России». Триггером перестановок послужила необходимость сменить главу Федеральной таможенной службы (ФТС) — его отставка также была запланирована, но после обысков в его доме было решено ускорить процесс, поясняют источники.
Президент России Владимир Путин запустил цикл масштабных кадровых перестановок к президентским выборам 2018 года, объясняют отставки и назначения собеседники РБК. Их цель — ликвидировать конфликты на определенных территориях и вывести на уровень управленцев среднего звена новых людей, которых глава государства считает перспективными к будущему выборному циклу. По словам одного из собеседников РБК, следующий этап перестановок может затронуть уже не среднее звено, а высшее руководство.
Тест для силовиков
Перестановки на Северо-Западе связаны с желанием президента перевести на пост главы ФТС своего полпреда Владимира Булавина, объясняют собеседники РБК. «Для Булавина переход — безусловное повышение. Это человек с большим потенциалом, которого сейчас тестируют на этой должности», — говорит один из источников. Булавин (1953 года рождения), как и Путин, выходец из КГБ-ФСБ. Когда близкий к президенту глава ведомства Николай Патрушев перешел в Совбез, Булавин стал его первым заместителем.
В Ярославской области исполняющим обязанности губернатора (вместо отправленного в отставку Сергея Ястребова) стал генерал-лейтенант полиции Дмитрий Миронов, до настоящего времени заместитель министра внутренних дел. Более 20 лет прослуживший в КГБ и ФСО, Миронов занимался урегулированием конфликта между МВД и ФСБ, который привел к уголовному делу в отношении руководителей Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дениса Сугробова и Бориса Колесникова.
В Калининградскую область назначен руководитель Калининградского управления ФСБ Евгений Зиничев, занимавший эту должность с июня 2015 года. Официальная биография Зиничева не публиковалась. Как следует из данных Росреестра, у полного однофамильца нового врио губернатора Евгения Николаевича Зиничева есть участок в деревне Ящерово на берегу озера Валдай. В том же районе, рядом с резиденцией президента, поселились многие приближенные к Владимиру Путину.
Зиничев — перспективный офицер ФСБ, которого год назад специально перевели руководить местным управлением ФСБ, чтобы подготовить к губернаторской должности, утверждает источник, близкий к Кремлю. Кроме этого назначение Зиничева призвано решить непростую политическую ситуацию в Калининграде, где в последнее время шла борьба между разными элитными группами, говорит один из собеседников.
При назначении Зиничева, очевидно, сыграло свою роль напряжение Кремля в связи с географическим положением Калининграда, отношениями России с НАТО и странами Прибалтики, считает политолог Евгений Минченко. Решили поставить силовика в стратегически значимом регионе, пояснил эксперт.
Руководить Кировской областью будет глава Росреестра Игорь Васильев. Сам Васильев ранее служил в КГБ и в интервью 2004 года признавался, что работал в одном управлении с Путиным.
В осенних выборах силовики уже не поучаствуют — они будут руководить регионами до выборов 2017 года. Досрочные выборы назначаются минимум за 60 дней. Именно поиском преемника и нежеланием сразу направлять его на выборы объясняли ранее собеседники РБК, близкие к руководству единороссов, затяжку с отстранением арестованного кировского губернатора Никиты Белых.
«Булавин, Зиничев, Миронов, а также новый губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников — это новое поколение управленцев среднего звена, которых тестирует для себя президент», — утверждает собеседник, близкий к Кремлю.
Прохождение в карьере через пост губернатора становится важным квалификационным требованием и плюсом в дальнейшей карьере чиновника и управленца, говорит руководитель близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Он напоминает, что ранее главами регионов стали Алексей Дюмин (бывший замначальника Службы безопасности президента) и Игорь Руденя (бывший глава правительственного департамента времен премьерства Путина).
Крым выводят из конфликта
В Крыму цепь перестановок вызвана конфликтом в Севастополе, который в Кремле давно хотели погасить, отмечают собеседники, близкие к администрации президента. Кроме того, по их словам, в руководстве страны давно планировали ликвидировать Крымский федеральный округ, который хотят вписать в систему функционирования всего юга России.
На протяжении почти двух лет не утихал конфликт между губернатором Севастополя Сергеем Меняйло и экс-спикером городского заксобрания Алексеем Чалым. В апреле 2014 года ставший популярным в Севастополе герой «русской весны» Чалый отказался от должности главы города и рекомендовал на этот пост кандидатуру Меняйло. Но уже через полгода Чалый заявил, что ошибался, рекомендуя Меняйло, и начал добиваться его отставки на посту спикера.
В декабре прошлого года Чалый заявил, что законодательная и исполнительная власти города не выполняют предвыборных обещаний, и в знак протеста подал в отставку. Он призвал сделать то же самое губернатора, но тот на призыв не отреагировал. После этого сторонники Чалого в заксобрании дважды пытались провести через городской парламент поправку в устав Севастополя о переходе к прямым выборам губернатора, но сторонники Меняйло ее блокировали.
Параллельно сторонники Чалого пытались вынести вопрос перехода к прямым выборам на референдум, однако местный избирком, а затем ЦИК не приняли их заявку, ссылаясь на отсутствие в региональном законе нормы о референдуме.
В июньском рейтинге прокремлевского Фонда развития гражданского общества позиции Меняйло резко ухудшились, он «просел» на пять строчек и переместился в так называемую нижнюю группу региональных руководителей, заняв в рейтинге 57–59-е места. Ослабление позиций губернатора авторы рейтинга объяснили сложностями в сфере ЖКХ региона, проблемами с дорогами, а также негативным информационным фоном после отставки Чалого.
Меняйло пользовался поддержкой полпреда Крымского федерального округа Олега Белавенцева, напоминает Макаркин. Конфликт между руководителями региона Кремль решил кардинально, констатирует политолог: из региона убрали как Меняйло, так и Белавенцева, а крымское полпредство было ликвидировано.
Как глава субъекта Федерации, ответственный за хозяйственную политику в регионе, Меняйло свои задачи не выполнил, сказала РБК сенатор от Севастополя Ольга Тимофеева. «Не решены основные задачи по формированию структуры и функционала правительства, не говоря уже о перспективах развития города», — пояснила она. Проблемы с ЖКХ, образованием, здравоохранением, продолжающаяся беспорядочная застройка — все это предстоит решать новому губернатору, добавила сенатор.
Но оставить без должности Меняйло, который считается заслуженным человеком как участник присоединения Крыма к России, было нельзя, отмечают близкие к Кремлю собеседники РБК. Его перевели на должность, которая в любом случае должна была освободиться — полпреда в Сибирском федеральном округе. Полпред Николай Рогожкин не смог проявить себя на этом месте, кроме того, следующим летом он должен был достигнуть предельного возраста для госслужащего — 65 лет и в любом случае покинул бы место. «Но поскольку Меняйло надо было трудоустраивать, пришлось увольнять Рогожкина раньше. Без этого он мог бы проработать еще некоторое время», — рассказывает собеседник, близкий к Кремлю.
У перестановок есть и аппаратная сторона, признают собеседники РБК. Запланированная ликвидация Крымского федерального округа лоббировалась в том числе оппонентами министра обороны Сергея Шойгу. Отставленный полпред Олег Белавенцев сотрудничал с министром еще в период, когда тот руководил МЧС (Белавенцев руководил одним из ФГУ МЧС), и в Московской области (при губернаторе Шойгу он управлял его делами). Теперь же Крым выходит из сферы влияния министра обороны, ему переходит Северный Кавказ, куда был отправлен полпредом Белавенцев. «Шойгу устраивает это решение. Северо-Кавказский регион важнее для министра обороны», — предполагает собеседник, напоминая, что бомбардировщики дальней авиации недавно вылетали в Сирию из расположенного на территории округа Моздока.
Полпредства теряют смысл
Помимо Меняйло на место полпреда скорее из необходимости пристроить попал Николай Цуканов, утверждают источники, близкие к Кремлю. По словам собеседников РБК, многие представители федеральной элиты относятся к нему скептически. Однако у него есть и группа поддержки на федеральном уровне, говорит один из собеседников, напоминая, что Цуканова назначал на пост губернатора прежний президент Дмитрий Медведев.
Решения по назначению полпредами Цуканова и Меняйло, которые не проявили себя на прошлых должностях, может быть сигналом о дальнейшей судьбе института полпредства, говорит политконсультант Леонид Давыдов. «В целом перестановки приводят систему управления в большее соответствие с реалиями, а назначения полпредов из этой логики выбиваются. Это говорит о том, что институт полпредов, возможно, будет в дальнейшем реформирован. В пользу этой версии — объединение южного и крымского полпредств. Нельзя исключить, что это только первый шаг», — указывает собеседник РБК.
Смысла в полпредствах становится все меньше, констатирует Минченко. Все задачи, под которые они в свое время были созданы, — обеспечение лояльности губернаторов, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным — они выполнили, а управление силовыми структурами, которыми они частично занимались, все больше вертикализируется и замыкается на Москву, поясняет он. Политический менеджмент на уровне региональных выборов курируется администрацией президента, а не полпредствами.
По мнению Минченко, сейчас полпредство выполняет две функции: с одной стороны, это почетное место для высокопоставленного человека, который освобождает высокий пост, с другой — кадровый трамплин для возможного перемещения вверх по карьерной лестнице. «Основная кадровая турбулентность впереди: до конца года планируется продолжение перестановок в силовых структурах, которое далеко еще не закончилось, а после думских выборов неизбежна еще и реорганизация правительства и подвижки в губернаторском корпусе», — прогнозирует эксперт.
Михаил Рубин, Елизавета Антонова, Илья Рождественский, Вячеслав Козлов
“Life”, 28.07.16, “Текучая политика”
Политолог Олег Матвейчев — о новой реальности для единого государственного аппарата России.
В указах президента прослеживается единая строгая логика. Как мы видим, она состоит в том, что наше условно “чиновничье” государственное пространство является не замкнутым, а текучим — по аналогии с английским словом liquid. Сегодняшние президентские указы продемонстрировали три измерения этого пространства.
Первое. Нет никакого местничества и никакие кланы, выросшие на неважно какой земле, как в советские времена — Краснодарский, Ставропольский и т. п., прораставшие до федерального уровня, больше не имеют силы. Теперь всё совсем иначе: сегодня ты в Краснодаре, завтра в Магадане. В смысле работаешь, а не сидишь. Впрочем, кто как.
Вот, пожалуйста, Меняйло был в Севастополе, теперь едет в Новосибирск. Цуканов работал в Калининграде, теперь едет в Питер. И так далее. То есть у нас единое государственное корпоративное пространство без закостенелого местничества. И каждый чиновник теперь должен знать, что в регионе он сидит не для того, чтобы пустить корни, а для того, чтобы работать. Относиться к своему региону как к феодальной вотчине, где ты вырос и никуда не собираешься двигаться, не получится. Ты не феодал, а государственный служащий. Так что будь добр.
Второе. Это отсутствие узкой специализации для госслужащих. Например, если я условный сотрудник правоохранительных органов, то вечно буду заниматься отловом преступников. “Нет, парень”, — скажет мне президент. Сейчас ты сотрудник органов — это твоя хорошая компетенция и она обязательно пригодится тебе на посту губернатора, а потом на посту таможенника или полпреда. Ты будешь наращивать эти компетенции и становиться всё более и более ценным управленческим кадром с разносторонним опытом, который всегда может оказаться применимым.
Если взять Калининград, то человек с опытом работы в ФСБ сейчас там очень нужен, потому что на Западе участились разговоры о необходимости отколоть Калининград. Жёсткая зачистка агентурной сети болтунов про европейскую принадлежность Калининграда там сейчас необходима. И это как раз в компетенции Зиничева, человека который хорошо справится с такой задачей.
Наконец, третье. Вопрос вертикальности и горизонтальности политической карьеры. Многие региональные чиновники свято верят в то, что если они хорошо будут работать в регионе, то смогут выстроить свою карьеру вверх до федерального уровня и остаться в Москве. Но положение дел таково, что сегодня ты можешь сидеть в Москве замминистра что называется на “федералке”, а завтра ты можешь оказаться в абсолютно любом регионе страны на любой должности. Справедливо, к слову, и обратное.
Таким образом, отсутствие местничества, отсутствие строгой привязки к специализации и отсутствие строго вертикальной иерархической системы — это новая политическая реальность внутри единого государственного аппарата, выстроенная в соответствии с реальными задачами российского руководства настоящего времени.
Олег Матвейчев