Олега Дерипаску подвели шведские энергетики

Из-за слишком дорогого электричества работа шведского предприятия подконтрольного “Русалу” Олега Дерипаски может быть заморожена как минимум до конца текущего года

Котировки чёрного золота до сих пор живут на дне. И это сказывается не только на благосостоянии добытчиков углеводородов, но и на других видах промышленности. В частности, во всём мире полным ходом идёт перепроизводство алюминия, на продукции из которого также пытаются экономить нефтяники.

Дело дошло до перепроизводства, и металл сильно подешевел ― за два года дисконт составил порядка 30%. Заводы многих производителей оказались на грани выживания. Одним из первых на упавшую рентабельность начал жаловаться российский “Русал,” крупнейшим акционером которого является миллиардер Олег Дерипаска.

Фото: © rusal.ru

Ещё в 2013 году компания объявила о вероятном замораживании пяти своих российских убыточных заводов из-за высокой себестоимости производства. Всего в управлении у компании 14 заводов, два из которых зарубежные. Топ-менеджмент “Русала” не исключал сокращения производства и на своём сравнительно небольшом (135 тыс. тонн алюминия в год) предприятии Kubal, находящемся в шведском Сундсвалле.

Впрочем, как выяснил Лайф, дело тут не только в дешёвом алюминии — к закрытию завод в первую очередь подталкивает очень уж дорогое электричество в скандинавском королевстве. Предприятие может быть закрыто как минимум до конца года, рассказали Лайфу источник в Минпромторге и собеседник в российско-шведской межправкомиссии.

Ловушки экономические и…

Как правило, заводы стараются заключать с поставщиками энергии долгосрочные договоры с фиксированной по каждому году стоимостью мегаватта. В 2008 году Kubal заключил такое соглашение с государственной Vattenfall. На тот момент, уверяет источник, это было выгодной сделкой. Но в прошлом году “Русал,” ссылаясь на стоимость электричества на едином скандинавском рынке NordPoll (своеобразный аналог спотового рынка газа, на котором можно найти энергию по самым низким ценам), попросил энергетиков сделать ему скидку.

Фото: © rusal.ru

Цена оказалась неподъёмна для завода, жалуется источник: за несколько лет она успела вырасти до 309 крон (32 евро) за мегаватт, в то время как на NordPoll электричество можно было купить более чем на 100 крон (10 евро) дешевле. За прошедший год цены на NordPoll подросли ― на 28 июля мегаватт здесь стоит 245 крон (26 евро). Но это всё равно дешевле предложения Vattenfall.

В год завод потребляет порядка 2 200 Гвтч (2,2 млн МВтч). Если отталкиваться от стоимости мегаватта в 309 крон, то, по расчётам Лайфа, в прошлом году за всё купленное электричество завод мог выложить ни много ни мало 70 млн евро. Если бы энергия покупалась на шведском спотовом рынке, то экономия составила бы вполне себе ощутимые 23 млн евро. Дорогое электричество заставило завод втрое снизить инвестиции на этот год — с $13,4 млн до $4,5 млн. Как отмечает источник Лайфа, по этим причинам на предприятии не была произведена плановая модернизация.

― Kubal пытался договориться с Vattenfall и просил скидку хотя бы в 50 крон с мегаватта, но не вышло,  ― сетует источник Лайфа на предприятии. -―Теперь завод проводит закупки на открытом рынке. Это, конечно, не идёт на пользу финансовому положению предприятия.

Фото: © rusal.ru

Кстати, с проблемой отсутствия долгосрочного договора на закупку электроэнергии “Русал” уже сталкивался в прошлом году на своём заводе в Кандалакше. Но тогда предприятию, всё же, удалось избежать закрытия, говорил директор компании по алюминиевому бизнесу Евгений Никитин.

― С одной стороны, цены на алюминий сильно упали и продолжают падение, ― сказал Лайфу инвестиционный директор BGP Litigation Михаил Славков. С другой, Европа всё больше переходит на альтернативные источники энергии, которые обычно заметно дороже традиционных. Поэтому можно говорить о том, что завод Kubal и ему подобные попали под двойной удар.

Власти Швеции могли бы пойти навстречу “Русалу,” но не хотят. Вместо этого, по словам источника Лайфа в Минпромторге, они нагружают предприятие дополнительным бременем: заводу приходится платить порядка 1,8 млн евро в год за транспортировку энергии от продавца до завода, и ещё 0,5 млн евро — за поддержку дополнительной электростанции на экстренный случай в зимнее время.

…экологические

Но цеха “русаловского” Kubal останавливаются не только из-за дорогого электричества. Как Лайфу рассказал другой собеседник в межправкомиссии, российская компания попала ещё и в “экологическую” ловушку. Согласно европейскому законодательству, как и другие производители алюминия, завод вынужден платить за свои выбросы в атмосферу.

Фото: © rusal.ru

― К примеру, в Норвегии, Германии и Англии такие выплаты предприятиям могут компенсировать сами власти, ― выражает в разговоре с Лайфом своё недовольство собеседник из межправкомиссии. ― Но шведы отказываются это делать, что снижает конкурентность Kubal. Завод и так старается ― за последние 5 лет ему удалось снизить выбросы в атмосферу вдвое. Но никакого снисхождения от шведов, к сожалению, этим они не добились. Минэкономики поддерживает “Русал”. Сейчас готовится очередная встреча руководства завода со шведскими властями.

Официальные представители Минпромторга, шведского правительства и “Русала” пока не ответили на запрос Лайфа.

А нужна ли “Русалу” Швеция?

Kubal ― предприятие весьма старое и малое по мощности. Построено оно в 1942 году. Для экономики Швеции этот завод не является заметным. В Европе и мире много других производителей. Поэтому, как полагают эксперты, рассчитывать, что власти королевства всё же дадут заводу субсидии, не стоит.

“Серьезно улучшить долгосрочную перспективу могла бы масштабная модернизация, увеличение мощности и переход на высокодобавленную продукцию – фольгу, сложные сплавы и так далее. Но делать это на фоне падающих цен и перепроизводства неразумно. Логичнее было бы построить новый завод. Например, в Азии. Но вследствие социально ориентированного трудового законодательства Швеции закрытие завода и увольнение персонала будет тоже очень нелегким процессом “

— Михаил Славков, инвестиционный директор BGP Litigation

Впрочем, невыгодный контракт заводу “Русала” осталось терпеть не так уж и долго — летом прошлого года компания решила заключить новый договор с Nordic Electricity на 2017–2018 гг., в котором смогла зафиксировать цену в 28 евро за мегаватт. То есть к этому моменту завод может быть “разморожен”. Если тренды на рынке цветных металлов продолжат ухудшаться, вряд ли стоит ждать возобновления производства, предупреждает Славков из BGP Litigation.

Арсений Погосян

Источник: “Life”

 

Ранее

От Афин-1896 до Рио-2016

Далее

День разума

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru