Масштабные кадровые перестановки, которые вчера осуществил президент на региональном и федеральном уровне, создают в стране принципиально новую политическую конфигурацию в преддверии выборов, а также приоткрывают стратегию высшего политического руководства страны по усилению губернаторского корпуса
Несмотря на то что в рамках вчерашних кадровых перестановок сменилось несколько полпредов, а руководство Федеральной таможенной службы получило нового руководителя, ключевыми опорными точками кадровых решений президента, безусловно, стали назначения губернаторов.
Эксперты указывают на то, что помимо довольно неожиданных ходов было и разрешение спорных и проблемных ситуаций, которые грозили некоторым регионам ненужным в предвыборный период напряжением и отсутствием понимания у местных и региональных элит того, как будет реализовываться на местах электоральная стратегия федеральных властей. В первую очередь речь идёт о Кировской области и городе федерального значения Севастополе.
Кировская область по понятным причинам осталась без руководства, причём помещенный под арест губернатор региона Никита Белых до последнего времени оставался в своей должности, что порождало волну слухов о том, что Белых стал жертвой разборок силовиков и имеет определённые шансы выйти из СИЗО и вернуться к своим обязанностям.
Однако увольнение губернатора Кировской области с формулировкой “в связи с утратой доверия” не оставило сомнений в том, что Кремль всерьёз решил заняться очисткой губернаторского корпуса от людей с подмоченной репутацией.
Назначение экс-руководителя Росреестра Игоря Васильева в этой связи выглядит как то, что во главе региона поставили антикризисного менеджера, способного в достаточно сжатые сроки запустить процесс решения застарелых проблем субъекта Федерации. Стоит отметить тот факт, что Васильев ранее был также членом Совета Федерации от соседней Республики Коми, а также являлся аудитором Счётной палаты и досконально знает весь финансово-бюджетный процесс. Видимо, именно на решение первоочередных проблем в бюджетной сфере и будет направлена работа нового руководителя региона. При этом, как отмечают независимые наблюдатели, новый руководитель Кировской области обладает солидным лоббистским потенциалом на федеральном уровне, что крайне важно для такого депрессивного в социально-экономическом плане региона.
Сменивший Сергея Ястребова на посту губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов принадлежит, в свою очередь, к многочисленной команде выходцев из силовых структур, которые заняли сегодня посты глав целого ряда регионов. В Ярославской области накопилось слишком много проблем, регион сотрясали коррупционные скандалы и внутриэлитная борьба. Необходимо отметить большой опыт Миронова в вопросах антикоррупционной борьбы, особенно с учётом того, что он возглавлял в свое время Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, а до этого долгие годы работал в системе органов государственной безопасности. Прежний губернатор Сергей Ястребов не смог консолидировать команду и создать действующие механизмы реализации социальной политики в регионе, о чём Лайфу заявил сенатор от Ярославской области Анатолий Лисицын:
— Губернатор не стал лидером номер один ни в системе командного управления, ни во взаимоотношениях с районами, регионами. Не стал ведущим, а был ведомым. Он слушал решения своего окружения, которые не отличались социальной направленностью и были продиктованы только личными амбициями, как лучше пристроиться в системе власти, — заявил сенатор.
Ещё одной ключевой точкой, в которой произошла смена губернатора, стала Калининградская область, и назначение губернатором руководителя областного ФСБ стало очевидным сигналом высшего руководства России в том числе и зарубежным партнёрам. Калининградская область занимает стратегическое положение, являясь форпостом России в Европе, находящимся в положении эксклава и в непосредственной близости от наращиваемых день ото дня военных структур НАТО в Прибалтике и Польше. Поставив фээсбэшника во главе региона, Кремль тем самым расставляет акценты: главной, очевидно, видится проблема безопасности и усиления мобилизационной готовности региона.
По той же логике усиления уровня контроля за ситуацией на местах можно трактовать и объединение Крымского и Южного федерального округов и ликвидации крымского полпредства. Переход Олега Белавенцева на пост руководителя Северо-Кавказского федерального округа демонстрирует тот факт, что руководство страны не имеет претензий к экс-полпреду по КФО, и логика слияния двух федеральных округов диктуется социально-экономическими причинами.
В этой связи переход Сергея Меняйло на должность полпреда в Сибирском федеральном округе также служит наглядным доказательством того, что федеральный центр принял решение о необходимости “расшивки” застарелого и крайне мешавшего развитию города конфликта между командами Сергея Меняйло и Алексея Чалого. Назначение в этой связи замминистра промышленности и торговли Дмитрия Овсянникова следует трактовать как желание федерального центра “перезагрузить” местную элиту и усилить хозяйственную составляющую в руководстве региона, а также повысить возможности по привлечению в город новых инвестиций и развития промышленных кластеров, что крайне важно для Севастополя, учитывая дисбаланс в его экономическом положении, заложенном ещё в советские годы.
В целом можно констатировать существенное усиление контроля федерального центра за региональными процессами и принятые кардинальные решения по “зачистке” неэффективных региональных элит.
Во-первых, сейчас созрели все предпосылки для проведения антикоррупционной управленческой ротации “сверху”. Федеральный центр достаточно жёстко проводит свои кадровые решения, причём делает именно то, на что имеется объективный общественный запрос, как в случаях со сменой кировского губернатора Никиты Белых или отставкой посла России на Украине Михаила Зурабова, к которому у общественности и в широких политических кругах имелось немало претензий. Потенциальный кандидат на место российского посла в Киеве, нынешний полпред президента в ПФО Михаил Бабич, представляется крайне адекватной фигурой: он имеет большой опыт в предпринимательской сфере и государственном управлении, что, очевидно, поможет ему в налаживании контактов и делового общения с бизнес-кругами, заинтересованными в сотрудничестве с Россией.
Во-вторых, видна чёткая тенденция политического и административного роста наиболее эффективных руководителей, которые, продемонстрировав позитивные результаты своей работы на региональном и окружном уровне, получили возможность реализовывать свой потенциал на новом поприще. Причём процесс этот обоюдно направленный — руководители получают назначение как с регионального и окружного на федеральный уровень, как в случае с Николаем Цукановым, Владимиром Булавиным и Сергеем Меликовым, так и с федерального на региональный, как произошло при назначении губернаторами Овсянникова, Миронова и Васильева.
Источник: “Life”