“Спасибо” от игроков. Обвинение от Саввиди
Это был очень странный тур – первый в истории российского футбола второй тур чемпионата, когда сразу две команды остались без главных тренеров. При этом один из них смотрел игру из ложи в клубной форме, а в перерыве заходил в раздевалку дать установку. И его там все без исключения были счастливы видеть.
Это был очень странный тур – когда безоговорочно главным его событием стали не чьи-то победы и голы, а выход всех игроков “Ростова” на матч в футболках с надписью “Бекиевич, спасибо за все!” и послематчевое общее признание Курбану Бердыеву в любви – и ростовского стадиона, и игроков, которые даже вознамерились его качать. “До слез”, – признавались футболисты и в соцсетях, и в интервью, и в кулуарах…
Если честно, до игры с “Уралом” и всего, что было после нее, я относился к решению Бердыева уйти из “Ростова” иначе. Считал, что время для этого было выбрано крайне неудачное. Был убежден, что, выведя команду в последний отборочный этап Лиги чемпионов и получив там вполне проходимый “Аякс”, взять и бросить ее ради другой, вылетевшей из еврокубков (да ради чего угодно!) – странно, не по-спортивному и где-то даже непорядочно. Что бы ни происходило в клубе. Как бы ни нарушались обещания его руководителей.
Но как же категорично порой мы судим о вещах, видя лишь верхушку айсберга! И чем меньше знаем – тем безапелляционнее судим.
Своей благодарностью Бердыеву футболисты “Ростова” четко показали: они вовсе не считают, что тренер бросил их накануне главных матчей в истории клуба. Это уже надломило внутри меня выстроенную ранее концепцию. А то, что я выяснил в понедельник утром от целого ряда своих источников, знающих ситуацию изнутри, заставило схватиться за голову. Хотя, казалось бы, за четверть века в журналистике многое повидал в российском футболе. И, хоть Бердыева не следует представлять ангелом во плоти, после этого у меня к нему по мотивам его решения не осталось вопросов. А осталось лишь удивление и где-то даже восхищение, что он не пошел на этот шаг гораздо раньше. В этом случае, кстати, многие и поняли бы его лучше, чем сейчас.
“Не знаю, что он имеет в виду. Восток – дело тонкое”, – съязвил один из инвесторов клуба, бизнесмен Иван Саввиди в ответ на заявление Бердыева, что этого человека для него больше нет.
Но, чтобы этот крайне аккуратный в высказываниях тренер публично произнес подобное, должен быть очень серьезный повод. И он есть. Согласно информации сразу из нескольких источников, ряд которых – внутри команды, на встрече по итогам сезона г-н Саввиди обвинил Бердыева в сдаче матча “Мордовии”. Добавив, что, если бы не это, “Ростов” стал бы чемпионом. Оторопевший тренер потребовал привести человека, который это сказал, чтобы тот повторил эти слова в глаза самому Бердыеву. Но бизнесмен отказался кого-либо вызывать. После этого Бердыев встал и ушел. Больше они не встречались, а тренер именно поэтому заявил в интервью “СЭ”, что такого человека, как Саввиди, для него не существует.
Так тонкое ли дело Восток? Учитывая, что Саввиди продолжает иметь прямое отношение к “Ростову”, хоть в воскресенье публично и усомнился, что продолжит его финансировать, – стойкости Бердыева можно только позавидовать.
Он не раз говорил знакомым: “Они о меня вытирают ноги”. Но до последнего не хотел уходить. Он мечтал не просто выйти с “Ростовом” в групповой турнир Лиги чемпионов, а попасть оттуда в плей-офф. Прошлый сезон он дословно называл “божественным” и, хоть и мыслит рационально, мечтал его продолжить.
Но любому терпению наступает предел.
Деньги на Баштуша нашел Бердыев
Шокирующая встреча с Саввиди была в истории разрываБердыева и “Ростова” лишь одним пунктом из многих. Например, близкие к клубу люди рассказывают и такой факт: когда прошлый сезон завершился, тренер отказал “Спартаку”и после длительных уговоров и обещаний со стороны губернатора Василия Голубева подписал-таки новый двухлетний контракт с клубом. На тех условиях, что, если обещания не будут выполнены, он и его штаб свободны от обязательств.
А потом наступили рабочие будни. И отношение изменилось. По некоторым данным, когда в следующий раз Бердыев пришел на прием к губернатору, то много часов просидел у него в приемной. Его так и не приняли – под предлогом, что того “нет на месте”. Кстати, будучи президентом клуба, Голубев никогда не заходил после матчей в раздевалку и никого ни с чем не поздравлял. Хотя уж в прошлом-то сезоне – точно было с чем. Впрочем, это – мелочи, на которые по сравнению со всем остальным никто не обращал внимания.
Главная проблема была в другом – большинство обещаний не выполнялись. Великолепного Баштуша, защитника, которым (и мне об этом говорили еще прошлой осенью британские журналисты) интересовались сразу несколько клубов английской премьер-лиги, по имеющимся у меня данным, переподписали из денег, найденных лично Бердыевым! Да, потом Борис Ротенберг компенсировал эти расходы. Но изначально именно главный тренер нашел людей, выделивших средства, и взял на себя ответственность за них.
Бердыев и его команда прекрасно понимали: второе место по итогам прошлого чемпионата – это чудо. С учетом объективных ростовских реалий это серебро было в принципе невозможно. И для того, чтобы оно не осталось единовременным взлетом, в клубе нужно многое кардинально менять. В противном случае этот, с организационной точки зрения, мыльный пузырь, уровень зоны “Юг” второго дивизиона, неизбежно лопнет.
По ряду фактов можно сделать вывод, что многим руководителям Ростовской области и высоким клубным начальникам перемены были не очень-то нужны, и они сами втайне желали, чтобы Бердыев еще в конце мая принял предложение “Спартака”. За то, чтобы он это сделал, была также половина его тренерского штаба и все люди со стороны (в частности, агенты), сотрудничающие с ним.
Но он продлил контракт с “Ростовом”. Тому было две причины. Во-первых, Бердыев остался из-за игроков и долгов перед ними. Не в последнюю очередь именно поэтому они в конце концов устроили ему такое прощание. Главный тренер понимал, что, если он уйдет, то велика вероятность, что футболисты не получат обещанных денег. При этом игрокам было сказано: “Ничего не ясно. Сейчас я с вами, и моя задача – вас подготовить. Но с сегодняшнего дня я не несу перед вами ответственность за финансы. Думайте сами”. Почти все остались. Потому что сложился удивительный коллектив, в котором деньги для игроков находились далеко не на первом плане. Они хотели продолжать творить историю.
Во-вторых, он хотел повторить историю “Рубина”. В том смысле, где через сумасшедшее и многолетнее терпение он все-таки смог растопить сердца тогдашних руководителей Татарстана, обратить их серьезное внимание на футбольный клуб и реализовать с их помощью большой проект. Не только по части первой команды – даже в большей степени академии. Но быстро стало ясно, что ни второе место, ни перспектива Лиги чемпионов не изменили ровным счетом ничего. Ростовские власти не сдержали обещаний. Да наверное, и не могли их сдержать. Они изначально подписывались под проект, на который у них не было средств и инвесторов.
Мрачные ростовские будни
Приведу еще несколько деталей, о которые рассказали сразу несколько источников.
В прошлом сезоне некоторые медикаменты покупались на личные деньги Бердыева.
При том, что игрокам не платилась зарплата, сборы проводились в пятизвездных зарубежных отелях. Потом Бердыев взял все в свои руки – и стал организовывать все напрямую, а не через фирмы-посредники. Получалось вдвое дешевле.
“Ростов” не платил зарплату не только футболистам, но и работникам клуба, у которых копеечные оклады, – охранникам, поварам. Благодаря Бердыеву они стали получать все в первую очередь и в сроки.
Некоторых иностранцев, живших на съемных квартирах, хозяева попросили освободить жилплощадь – клуб по нескольку месяцев не оплачивал аренду.
В сентябре после поражения в Москве от “Спартака” – 0:1 тренер Виталий Кафанов уезжал с “Открытие Арены” в машине с моим добрым знакомым. Обсуждали игру – и вдруг Кафанов заговорил о настроении игроков и тренеров: мол, три месяца уже не платят зарплату, но вчера дали аванс – 5 тысяч рублей. Тот же Кафанов с еще одним тренером Уразсахатовымполтора года жили на базе в одной комнате с ужасными условиями, где вставать с кроватей могли только по очереди – так как не помещались в проходе. При этом Кафанов, один из сильнейших тренеров вратарей в стране, говорил: “Это лучший сезон в моей жизни!”
Вообще, весь тренерский штаб Бердыева (исключая, по некоторым данным, Дмитрия Кириченко, который не из его команды), согласно имеющейся информации, работал без официальных контрактов с клубом. И главный тренер ничего не мог с этим сделать.
Как и с ситуацией с полями. В прошлом сезоне шли дожди, и молодежная команда “Ростова” тренировалась и играла на “Олимпе-2”, тогда как главную загоняли на тренировки на искусственное поле далеко не свежайшего поколения за пределами города. Бердыев был в бешенстве, что не мог на это повлиять.
После крупной домашней победы над “Зенитом” известный режиссер Мурад Алиев, несколько лет назад снявший полнометражный документальный фильм “Команда” о золотом “Рубине” (ваш корреспондент тоже принимал активное участие в работе над его сценарием), ранним утром ехал с тренером в аэропорт. И сказал ему: “У меня есть идея снять отличный документальный фильм о “ростовской сказке”!” Бердыев очень грустным взглядом посмотрел на Алиева как на умалишенного и мрачно сказал: “Ты что, какой фильм?!”
Он уже все понимал. И поразительно, как со всем этим ворохом проблем он до последней минуты последнего матча боролся за чемпионство.
Игроки дали слово Бердыеву биться с “Аяксом” так, будто он – рядом
Первый предсезонный сбор “Ростова” нынешним летом прошел с 13-14 игроками. В одном из контрольных матчей в поле хотели выпустить вратаря Никиту Медведева. На втором сбореБердыев отсутствовал 6-7 дней, пытаясь биться головой об стенку – но та не проламывалась. Одну проблему, правда, за эти дни его личными усилиями решить удалось – с Баштушем.
Потом, по нашим данным, была катастрофа с билетами на домашний матч с “Андерлехтом”. Команда еле смогла выкупить их для близких.
Видя все это, Бердыев собирался уйти еще перед первой игрой с “Андерлехтом” – потому его имя до последнего и не вносили в заявку. Уже почти все было решено. В этом случае на бельгийцев команду вывели бы его помощники. И тут – снова просьбы сверху, снова “твердые” обещания. И тренер, хоть уже не верил ничему, снова не смог сказать “нет”. Но тут уже твердо оговорил свой уход после ответного матча с “Андерлехтом”.
На “Ростов” со всеми его долгами был наложен запрет на заявку новых игроков, и Бердыеву удавалось выжимать сверхмаксимум даже из тех, кто на это, казалось, не способен. Саида Эззатоллахи брали в команду, по сути, как друга Азмуна, который мог бы держать его в нормальном психологическом состоянии. А он в домашнем матче с “Андерлехтом” сравнял счет и ближе к концу едва не принес команде победу, попав в перекладину. Бердыев понимал, что для прогресса ему нужны футболисты другого уровня, – но воз с места не двигался.
Победой над “Андерлехтом” Бердыев принес клубу немалые деньги – ведь как минимум в группе Лиги Европы “Ростов” участие себе обеспечил. На этом тренер, наевшийся проблемами досыта, счел свои обязательства перед клубом выполненными. А во вторник, по моим данным, пригласил всех футболистов “Ростова” на прощальный ужин, где скажет им нужные слова уже без лишних глаз и ушей.
А “Аякс”… Игроки “Ростова” дали слово Бердыеву, что будут биться так, будто он – рядом. Очень возможно, что он и будет рядом. Неофициально. Хотя по матчу с “Уралом” и удалениюАзмуна, одного из самых ярких бердыевских протеже, было видно, как напряжена и взвинчена в сложившейся ситуации команда.
При этом у Бердыева есть предложение Леонида Федуна, от которого, говорят, невозможно отказаться. Поэтому ряд знающих людей убеждает меня, что вдруг возникшая – и весьма заманчивая – альтернатива в виде предложенияВиталия Мутко возглавить сборную России, скорее всего, спартаковскому варианту все-таки уступит.
Ответный матч “Ростова” с “Аяксом” – 24 августа. По некоторым данным, это слишком долго, чтобы и Федун, иМутко были готовы ждать (хотя если председатель совета директоров “Спартака” ждал год с лишним – то отчего бы не взять паузу еще на две недели, а уж президенту РФС и вовсе торопиться некуда). И с учетом всего, что было рассказано выше, я теперь не готов критиковать Бердыева за принятое решение. А раз футболисты и болельщики “Ростова”, как показал матч с “Уралом”, на него не то что не в обиде, а по-прежнему готовы на тренера молиться, – вопросов к нему быть не может.
Кстати, если говорить о сборной, то очень странно и, увы, очень по-нашему, что решение об ее главном тренере будет принято до сентябрьских выборов президента РФС. При том что у сборной России сейчас нет никакой нужды в спешке, отборочный турнир ЧМ-2018 ее не ждет. А если придет новый руководитель и скажет: я, мол, хотел другого тренера, и не несу ответственности за работу нынешнего, поскольку не я его утверждал?
Но мы уже давно ничему не удивляемся.
Может ли он сработаться с Федуном?
Бердыев проделал в “Ростове”, как и ранее в “Рубине”, выдающуюся тренерскую работу. При этом я по-прежнему абсолютно не убежден, что в “Спартаке” Федуна он сможет себя так реализовать.
Потому что Боливар не выдержит двоих.
Владелец “Спартака” – из тех самодержцев, которые предпочитают видеть под собой не четкую клубную вертикаль, а пучок дворцовых интриг, где придворные едят друг друга поедом. И никому из них, включая главного тренера, он не позволяет по-настоящему командовать парадом. В случае ни с одним тренером “Спартака” еще не был опровергнут изначальный тезис Федуна, что тренер для него – лишь 10% от общего успеха.
Бердыев работает, исходя из постулата, что больше 50. И что все кадровые вопросы в спортивной составляющей клуба должны быть в его руках.
Как они при таких глобальных идейно-философских разногласиях могут найти общий язык? Вариант у меня только один. Если Федун, разочаровавшись в полнейшем отсутствии “выхлопа” за все годы, проведенные в “Спартаке”, четко признался себе: “Я вел неправильную политику. Все должно быть по-другому”.
Только в этом случае он даст Бердыеву нужный тому карт-бланш. Только тогда у тренера будут развязаны руки, и он сможет быть 50, а не 10 процентами. Только при таких раскладах чужак для коренных спартаковцев получит возможность повторить историю другого когда-то чужака, динамовца Константина Бескова. Задача которого была сложнее – принимал-то Бесков “Спартак” не после 5-го места в РФПЛ, а в первой союзной лиге.
Федун должен отдавать себе отчет: нанимая Бердыева, он потеряет право уходить со стадиона по ходу матча “Спартака” (кстати, по иронии судьбы, именно с “Ростовом”) со словами, что это – неспартаковский футбол. При том что красно-белые ту встречу выиграли – 1:0. Приглашая Бердыева, Федун должен дать четкий посыл спартаковской общественности: даже не пытайтесь на меня давить со своими претензиями к стилю, жаждой “стеночек” и прочего ажурного футбола. У нас есть главный тренер, и он один определяет стиль и тактику. И мерило одно – ре-зуль-тат.
Лично я как человек, который с 6 лет рос на совершенно ином понимании, что такое футбол и философия “Спартака”, с таким подходом все равно до конца никогда не соглашусь. НоФедун как человек, который заказывает музыку, имеет на него право. И уж тем более никому не дано переучивать 63-летнего Бердыева, который везде уже доказал, чего умеет добиваться.
Но, наняв Бердыева, Федун не будет иметь права предъявлять ему требования, которые к творчеству Бердыева отношения никогда не имели. В этом случае ожидания Леонида Арнольдовича станут его проблемами. Зато если Федун сможет переломить себя и пойти на все, что требуется, это, бесспорно, вызовет к нему уважение. Потому что способен на такое далеко не каждый.
Кстати, дополнительную пикантность возможному приходу Бердыева в “Спартак” придает то, что главным кандидатом на его место в “Ростове” даже внутри команды, по моим сведениям, называютВалерия Карпина. Который был единственным долгосрочным фаворитом Федуна, а потом враз превратился в “сбитого летчика”. Сам же Бердыев, по моим данным, хочет видеть новым главным тренером “Ростова” Кириченко.
Ну а если Бердыев все-таки пойдет по пути меньшего сопротивления и предпочтет сборную, у которой на два ближайших года – только Кубок конфедераций да домашний чемпионат мира… Учитывая, что в сборных на серьезном уровне он никогда не работал, а специфика там совсем другая, гарантий там быть не может. С другой стороны, он уже не раз показывал умение добиваться максимального результата с минимальными ресурсами. Но – с клубами.
А Федуну тогда придется начать новый мучительный поиск. Поиск человека, которому когда-нибудь, когда он захочет уйти, трибуны начнут скандировать: “Спасибо!”, а игроки выйдут на последний матч в футболках с благодарностью за все…
Игорь Рабинер
Источник: “Спорт-Экспресс”