Кто смог стать кандидатом в Госдуму без поддержки партий
«Единая Россия» во вторник, 16 августа, опубликовала на сайте Центризбиркома России доходы кандидатов партии. А это значит, что процесс регистрации кандидатов, которые примут участие в схватке за депутатские мандаты, окончательно завершён.
Таким образом, из 24 политических партий, которые планировали воспользоваться правом побороться за депутатское кресло, получили его только 14. Однако, напомним, на предстоящих выборах по новой смешанной системе голосование пройдёт не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам. А это значит, что возможность баллотироваться в Государственную Думу есть и у непартийных кандидатов.
Стать новым независимым политиком, на первый взгляд, достаточно просто. Для этого всего лишь нужно быть не моложе 21 года, постоянно проживать в России и иметь российское гражданство. Однако загвоздка в том, что «новичкам» необходимо собрать в свою поддержку не менее 3% подписей от общего числа избирателей — так, например, в Центральном округе Москвы, где живут 473 тысячи избирателей, нужно собрать не менее 14 212 подписей.
На этом этапе и возникли сложности у всех желающих получить шанс на выдвижение. Правила сбора подписей и сам этот институт не раз критиковали и кандидаты, и политологи: собрать за полтора месяца необходимое количество «чистых» подписей довольно сложно организационно и накладно в финансовом плане. Как правило, труд сборщиков нужно оплачивать, открывают им двери не все, избиратели могут не жить по месту регистрации. Забраковать же собранные подписи довольно просто — достаточно того, что паспортные данные подписанта не будут фигурировать в базе ГУВД, или сомнений экспертов-почерковедов в окружных территориальных комиссиях.
Необходимый барьер не удалось пройти даже журналисту и общественнику Максиму Шевченко и экс-мэру Волгограда Евгению Ищенко, которые имели высокую узнаваемость на территории и неплохой рейтинг по всем социологическим прикидкам.
В пятницу, 12 августа, стало известно о решении ЦИК Дагестана отказать в регистрации кандидату в депутаты Государственной думы по Южному одномандатному округу члену СПЧ Максиму Шевченко. Причина снятия — несоответствие дат в сданных подписных листах. Ранее волгоградский облизбирком также не зарегистрировал бывшего волгоградского градоначальника по причине высокого уровня брака в его подписных листах.
В итоге из 304 изначально заявленных кандидатур поборются за депутатский мандат всего лишь 23 счастливца.
Лайф решил спросить у самих кандидатов-самовыдвиженцев, чего им стоило зарегистрироваться на выборах с помощью сбора подписей, какие ресурсы они для этого привлекли и что стало залогом их успеха.
Шанс выйти на ковер
Борис Евлоев один из первых получил официальный статус кандидата в депутаты Государственной думы. Он будет баллотироваться по одномандатному округу в Республике Ингушетия.
В 2013 году он начал работу в республиканской антимонопольной службе. Здесь, как рассказал Евлоев, можно было понять, насколько эффективно тратятся бюджетные средства республики. То, что он «понял» на этой работе, и сподвигло его на решительные меры — Борис решил баллотироваться в Госдуму. Идея возникла спонтанно, но шёл он к ней долгих три года. Даже родная мать Евлоева не подозревала о замысле сына. И вот, когда подошёл срок старта избирательной кампании, он взял отпуск и после объявления о начале кампании по сбору подписей приступил к борьбе за необходимые 3%. Борис Евлоев рассказал Лайфу свою историю успеха.
— У меня много друзей, с кем я вырос, с кем росли в одном дворе. Вот этих ребят я собрал, 30 человек, попросил их сделать общественный опрос. Общались с людьми почти неделю. И знаете, уровень доверия граждан к партиям, конечно, не впечатлил. Не доверяют представителям от партий. И поэтому я решил, если народ поддержит моё выдвижение, то пойду на выборы.
И вот так же эти люди, три десятка людей, в течение месяца ходили по республике, собирали подписи, было, конечно, очень сложно. Я составил список доверенных лиц, в соответствии с законом зарегистрировал этот список, открыл избирательный счёт, после этого оплатил в типографии подписные листы, ну и после начали сбор подписей.
В штабе были мои друзья, есть одноклассники, однокурсники, даже поддержали ребята из Москвы, прилетели, это те ребята, с которыми я в студенческие годы не мало хлеба съел, как говорится, разные были ребята.
Сначала я объяснил, где нельзя собирать, что нельзя говорить. Нельзя предлагать никакие деньги, нельзя обещать, что какие-то вещи будут сделаны. Насколько я их обучал: приходите, говорите, кто вы, показываете свой бейджик, у всех был свой бейдж, на котором были указаны номера телефонов, они у меня до сих пор сохранились. Чтобы в случае, если что-то непонятно, если что-то предлагает вам даже мой представитель, какие-то непонятные услуги в поддержку, даже указал номер доверия ЦИК России на бейджике, то есть прям выделил это, чтобы было видно, звоните и сообщайте о таких фактах, то есть, знаете, было не просто всё, и мне не нужно было этой фальши, я этого не приветствовал никогда. Мы объясняли людям, что это возможность выйти на ковёр, грубо говоря, чтобы участвовать в честной борьбе.
Ходили по домам, ходили в общественных местах собирали.
Потом была жеребьёвка, было проверено две тысячи подписей на достоверность, проверяющие были, конечно, грозные ребята. Это были представители МВД, эксперты-почерковеды, то есть всё было довольно серьёзно. Я наблюдал, в процесс не вмешивался. Были и претензии, но обоснованные, у меня обид не было. В итоге, естественно, проверку прошли. Безусловно, когда какую-то подпись мне признавали недействительной, конечно, я переживал в эти моменты, потому что это труд людей. Это колоссальный труд, я знаю, насколько сложно было собрать эти подписи, я знаю, насколько сложно было ребятам. И вы знаете, ладно ещё бы я оплачивал им этот труд, но мне все хором сказали друзья, нам денег твоих не надо, мы знаем, что у тебя их нет.
Брат за брата
Несмотря на то что известному журналисту и общественному деятелю Максиму Шевченко отказали в регистрации, а он собирался стать одномандатником в Республике Дагестан, именно в этом регионе регистрацию прошло наибольшее количество желающих. Из 23 зарегистрированных кандидатов-самовыдвиженцев по всей России пятеро собрали подписи именно в республике.
Три кандидата схлестнутся в Северном одномандатном округе. Это временно безработные Залимхан Валиев и Олег Мельников, а также депутат Народного собрания и зять сенатора от Республики Дагестан Джамал Касумов.
Наибольший интерес здесь вызывает кандидатура Касумова. 6 августа депутат Народного собрания Республики Дагестан в ходе ссоры избил сотрудника полиции. В результате происшествия Касумов был объявлен в розыск, что, однако, не помешало ему уже на следующий день после инцидента, 9 августа, быть зарегистрированным в качестве официального кандидата в депутаты Госдумы.
А в Южном одномандатном округе за победу посоревнуются главный тренер сборной команды Республики Дагестан по вольной борьбе Сажидов Сажид и советник главы Республики Дагестан Хархаров Абусупьян.
Оппозиция в деле
Самым первым, ещё 1 августа, зарегистрировался кандидат по Еврейскому автономному округу Иван Проходцев. По данным, представленным на сайте Центризбиркома, он является директором ООО «Дельта». Однако, как отмечают местные СМИ, он является известным в регионе оппозиционером и организатором целого ряда митингов и акций протеста — так, к примеру, весь 2015 год нынешний кандидат-самовыдвиженец активно вёл кампанию против губернатора области Александра Винникова. Проходцева многие поддержали, в том числе ряд региональных СМИ.
Удастся попробовать свои силы на предстоящих выборах в Государственную думу и известной представительнице либерального политического лагеря, соратнице Михаила Ходорковского Марии Бароновой. Сотрудница «Открытой России», собрав необходимое количество подписей и успешно пройдя этап их проверки экспертами-почерковедами, идёт самовыдвиженцем по Центральному округу Москвы.
Столичная область
В Москве помимо молодой Бароновой необходимый барьер преодолел пенсионер Владимир Лакеев 1949 года рождения. Он планирует выдвигаться в Бабушкинском одномандатном округе.
В подмосковном Дмитровском округе себя проявит Михаил Зернов. По данным Центризбиркома, он является генеральным директором ОАО «Росинка», которая занимается сдачей в аренду нежилых помещений. Примечательно, что Зернов является муниципальным депутатом на непостоянной основе от партии «Альянс зелёных». Следует отметить, что съезд этой политической силы был ЦИКом признан нелегитимным, и, соответственно, федеральный список партии к выборам не допущен. Зернову пришлось собирать подписи и идти самовыдвиженцем, что в итоге он и сумел реализовать.
А по Люберецкому округу попробует пройти в Госдуму генеральный директор ООО «Дебют» Алексей Каширский.
Самарские воительницы
Из шести предложенных одномандатных округов в Самарской области самовыдвиженцы будут в двух. В обоих случаях кандидатами стали женщины.
В Промышленном одномандатном избирательном округе № 162 будет баллотироваться 35-летний помощник депутата Екатерина Пархоменко.
А в Красноглинском одномандатном округе № 160 — старший лаборант пятого разряда котельной с. Курумоч Александра Кузьминых. Она работает в муниципальном унитарном предприятии Волжского района Самарской области «Тепло Волжского района».
Марий Эл
В Марийском одномандатном избирательном округе № 22 схлестнутся сразу два самовыдвиженца — пенсионер Олег Казаков и начальник отделения пожарного поезда станции Йошкар-Ола Юрий Шмелев.
Невозможное возможно
Проанализировав списки тех, кому удалось зарегистрировать себя в качестве кандидатов, напрашивается вывод — сделать это было реально. Всё зависит от цели, которую ставит перед собой кандидат, а также того, насколько серьёзно относиться к выборной кампании.
А проблем, конечно, было много, начиная от страха избирателей оставлять свои паспортные данные и заканчивая намеренной порчей подписных листов со стороны сборщиков, в чём многие кандидаты и эксперты-политтехнологи видят «чёрную» предвыборную технологию, в рамках которой конкуренты специально могут внедрять недобросовестных сборщиков в штабы оппонентов с целью срыва подписной кампании.
Валерий Борисовский из Белгорода рассказал Лайфу о том, как случайно испортил собственные подписные листы.
— Когда подписи на листе уже собраны, их должен лично подписать кандидат. Это как бы подтверждение, что я подтверждаю правильность списков. И вот, когда нужно подписать несколько сотен листов, а писать нужно одно и то же, свои данные и подпись, то очень велика вероятность совершить ошибку. Вот так я собственными руками, к сожалению, несколько списков и испортил, — поделился Борисовский. — Но всё равно подписей хватило. В моём штабе были мои знакомые и близкие, они помогали собрать подписи.
Завершившийся этап регистрации кандидатов-самовыдвиженцев подвёл важную черту в политической практике России последних лет. Возврат выборов по одномандатным округам и возможнорсть выдвигаться самостоятельно, безусловно, должны положительно сказаться на политическом климате в стране и дать возможность людям с амбициями, общественным и профессиональным бэкграундом самостоятельно идти на выборы, не будучи связанными партийными обязательствами.
Малое количество зарегистрированных в итоге кандидатов свидетельствует о том, что институт этот пока ещё не опробован, а сами кандидаты зачастую халатно относятся к сбору подписей и их верификации. Политологи и эксперты отмечают, что введение такого рода механизма регистрации, как внесение избирательного залога, в российских условиях нецелесообразно, так как это откроет путь в политику разного рода проходимцам, представителям криминала и просто бесконечно удлинит избирательный бюллетень, не давая избирателю сконцентрироваться на реальных, принципиальных различиях между кандидатами.
Источник: «Life»