По версии следователей, на строительстве Музея истории космонавтики в Калуге чиновник Минкультуры Борис Мазо и бизнесмены “заработали” более 60 миллионов рублей. Деньги пошли на покупку недвижимости в Испании
Следователи по “делу реставраторов”, обвиняемыми по которому проходят бывший замминистра культуры России Григорий Пирумов и несколько его высокопоставленных подчинённых, полностью восстановили схему и участников афер и выяснили до рубля долю каждого чиновника и бизнесмена. В деле появляются всё новые эпизоды: так, по версии следствия, при строительстве Музея истории космонавтики в Калуге тот же Пирумов и экс-глава Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта Борис Мазо положили в свои карманы 29 млн рублей. Чтобы лишний раз не “светиться” в России, Мазо специально купил в Испании фирму с недвижимостью, на счета которой и переводилась его доля.
Космический масштаб
По данным Лайфа, недавно следственная бригада ФСБ по делу о коррупции в Минкультуры завершила сбор материалов по ещё одному эпизоду. Речь в нём идёт о строительстве в Калуге второй очереди Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. По плану, около основного здания музея должны были построить новое, площадью более 12 тыс. кв. м, что позволило бы увеличить экспозиционные площади в пять раз. Это трёхэтажное современное здание из стекла и бетона высотой 20 метров. На эту стройку из бюджета выделили более 1,36 миллиарда рублей.
По версии следствия, осенью 2013 года тогдашний замминистра культуры Григорий Пирумов и глава Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта Борис Мазо решили “освоить” эти бюджетные деньги. Для этого нужны были лишь приближённые строители и помощь в победе на тендере.
Заказчиком строительства музея стало подконтрольное чиновникам Минкульта Федеральное государственное бюджетное учреждение “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации” (ФГБУ “ДСРиР”), которое возглавлял Борис Цагарев. По версии следствия, Пирумов, Мазо и Цагарев договорились, что ДСРиР будет получать фиктивные акты на строительные работы и подписывать их. Это будет основанием для перечисления бюджетных денег.
С “правильными” строителями проблем не возникло. Чиновники взяли в долю хорошо знакомую им по другим проектам группу компаний “Роспан”, которой руководил бизнесмен Никита Колесников. Порешили, что музей в Калуге будет строить подконтрольная ему же компания “Горизонт”.
По версии следствия, перед операцией Пирумов, Мазо, Цагарев и Колесников встретились в одном из столичных ресторанов и ещё раз обсудили детали сотрудничества.
― На этом проекте они решили похитить 5% от всех перечисленных платежей ― это более 65 миллионов рублей. Две третьих этой суммы должны были достаться лично Пирумову и Мазо, а ещё треть ― Цагареву. Колесникову причиталась отдельная премия уже из бюджета самой стройки ― около 20 миллионов рублей, ― рассказал Лайфу источник в спецслужбах.
В ноябре 2013 года в нарушение законов о госзакупках Пирумов и Мазо помогли “Горизонту” выиграть конкурс и подписали с фирмой госконтракт на 1,36 млрд рублей. Уже в декабре строители получили от ДСРиР аванс в 408,2 млн рублей и начали возводить объект.
В 2015 году Колесников составил акты о фиктивных работах, после чего бюджет строительства увеличился на 60 млн рублей ― это и была цена аферы. Бумаги из “Горизонта” были утверждены в ДСРиР и в Минкульте. После этого на счета “Горизонта” из бюджета были перечислены дополнительно 60 млн рублей.
Деньги любят тишину
Следователи выяснили, как делились деньги. Во время одной из встреч в декабре в ресторане “Прожектор” на Славянской площади в Москве Колесников передал Мазо для него и Пирумова 10 млн рублей наличными. В том же месяце Колесников навестил на работе Цагарева и передал ему “откат” за 2014 год в размере 3,3 млн рублей и за 2015 год ― 8,3 млн.
2 января 2016 года Колесников принимал в своём роскошном особняке в легендарной деревне Жуковке в Одинцовском районе Мазо. По версии следователей, он передал ему 23,5 млн рублей наличными ― это была общая доля по разным проектам. Из них 13,3 млн были похищены при строительстве Музея истории космонавтики в Калуге. 18 февраля Колесников опять пришёл на работу к Цагареву и передал ему в служебном кабинете почти 10 млн рублей ― “откаты” за разные проекты за 2015 год.
Судя по всему, Мазо боялся попасться, поэтому задумался об офшорах. Следователи выяснили, что чиновник попросил Колесникова об одолжении ― его дочь Алиса должна была съездить в Испанию и купить там недвижимость. Активы должны были принадлежать испанской компании. Примерно в июне 2015 года девушка поехала в Испанию и помогла там купить компанию Poligraf Trading Espana, S.P, которой принадлежала недвижимость. Фирму оформили на некоего Андрея Кокушкина.
Примерно в январе 2016 года, как выяснили следователи, Мазо попросил Колесникова перевести ему часть похищенных при строительстве музея денег на счета Poligraf Trading Espana, S.P. По документам оформили как плату за аренду недвижимости. Бизнесмен перевёл чиновнику 72 тыс. евро. По тогдашнему курсу это было 5,7 млн рублей.
27 февраля 2016 года Пирумов, его зам Олег Иванов и Мазо приехали на встречу с Колесниковым в ресторан “Модус” в 1-м переулке Тружеников. Там они порешили поделить остальные 13,3 млн рублей, похищенные при строительстве музея в Калуге. Однако это осталось только в планах ― чиновники и бизнесмен были задержаны оперативниками ФСБ.
Следователи подбили заработок участников аферы и получился такой расклад: к моменту задержания Мазо и Пирумов успели получить 29 млн рублей, Колесников ― 10 млн, Цагарев ― 21,5 млн.
Коррупционный конвейер
На другом проекте ― реставрации башни “Крон-принц” и мансардного этажа оборонительной казармы на территории исторической крепости Фридерика Великого в Калининграде ― по версии следствия, чиновники и Колесников украли ещё более 23 млн рублей. Реконструкцию крепости проводила подконтрольная бизнесмену компания “Растр”. Как выяснилось, её гендиректора участники группировки использовали втёмную — он ничего не знал о готовящейся афере.
В декабре 2014 года по уже обкатанной схеме Пирумов и Мазо помогли строителям получить контракты в Калининграде на общую сумму в 413,2 млн рублей. Торги проводило ФГБУК “Государственный центр современного искусства” (ГЦСИ), которым руководил Михаил Миндлин.
В 2015 году Колесников от имени ООО “Регистрационный проект” составил справки о фиктивных работах на 13,5 млн и на 10,1 млн рублей и отправил их на утверждение в Минкультуры. Там они были традиционно утверждены, после чего на счета “Регистрационного проекта” из бюджета было переведено 23,6 млн рублей. По версии следствия, их поделили так: 2 января 2016 года во время встречи в своём загородном особняке с Мазо передал ему 23,5 млн рублей, из которых 7,7 млн были долей по проекту реставрации башни “Крон-принц”. До этого, как считают следователи, Колесников расплатился с Миндлиным ― передал ему 7,2 млн рублей и ещё 4 млн.
По аналогичной схеме чиновники Минкульта и бизнесмены заработали на реставрации ещё одного объекта ― Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Ансамбля Ивановского монастыря в Ивановском переулке в Москве.
В мае 2014 года Пирумов, его зам Олег Иванов и Мазо помогли получить контракт на 5 млн рублей на проектные работы для компании РСК “Архитектурное наследие”. Конкурс проводил их старый знакомый ― ФГУП ЦНРПМ. Проектировщики также сделали нужную “закладку” в проекте, позволяющую в будущем завышать стоимость работ.
На этот раз реставратором стала компания Колесникова “Роспан”. Чиновники в апреле 2015 года помогли фирме выиграть конкурс и подписали с ней контракт на реконструкцию Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. Сумма контракта ― 28,8 млн рублей. Уже 15 мая реставраторы получили из бюджета аванс в 8,6 млн рублей.
По версии следствия, с мая по декабрь 2015 года Колесников направил в Минкульт новую смету ― стоимость работ возросла на 3 млн рублей. Вскоре на счета “Роспана” пришли эти деньги, которые, как считают следователи, затем также разошлись по карманам чиновников Минкультуры и приближённых бизнесменов.
Когда Колесников 2 января 2016 года принимал у себя дома Мазо, то в общей сумме 23,5 млн рублей были заложены и 3 млн по этому проекту.
Уголовное дело по статье “Мошенничество в особо крупном размере в составе группы” против Григория Пирумова, Бориса Мазо и его зама Олега Иванова было возбуждено следователями ФСБ в марте 2016 года. Общий ущерб по “делу реставраторов” сейчас оценивается в 600 млн рублей: 300 млн похищено из бюджета при реставрации Изборской крепости в Псковской области, 100 млн ― при ремонте театра имени А.С. Пушкина в Пскове и 200 млн ― при реставрации Новодевичьего монастыря в Москве. Примечательно, что чиновники Минкультуры подписали акт приёмки выполненных работ о реставрации театра ещё до формальной их сдачи, поэтому бизнесмены получили деньги из бюджета.
В конце июня заключил сделку со следствием Никита Колесников. Он рассказал подробности афер. По его словам, Пирумов и Мазо получали от 5 до 15 процентов от конечной суммы контракта в зависимости от общего объёма сделки. Несколько дней назад стало известно, что на сотрудничество со следствием пошёл и Мазо. Он готов обменять свои показания на более мягкое наказание.
Источник: “Life”