Почему глава республики Бурятия использует свой административный ресурс против «Единой России»
«Единую Россию» традиционно обвиняют в применении административного ресурса. Например, движение «Голос» уже подготовило и опубликовало экспертный доклад на эту тему. Непосвященные в политические реалии принимают такие обвинения на веру, поскольку «Единая Россия» – «партия власти». Однако, есть примеры, когда административный ресурс используется именно против нее как это происходит в Бурятии с ведома главы республики Вячеслава Наговицина.
В статье известного блогера и журналиста Олега Лурье подробно описана интрига, которая разворачивается в Бурятии. Ситуация накалена до такой степени, что в Тункинском районе местные единороссы стали массово выходить из партии – свыше 500 человек приостановили членство в «Единой России» в знак протеста. Жители района обратились к Дмитрию Медведеву с жалобой на действия бурятского отделения «Единой России», которое фактически «сдает» выборы людям из КПРФ.
Но основной сюжет – это настойчивое проталкивание республиканскими властями «своего кандидата» – министра образования и науки Алдара Дамдинова. В прессу попали свидетельства грубых нарушений избирательного законодательства, когда учителям спускают указания голосовать за «правильного» кандидата и проводить агитацию в учебных заведениях в его пользу.
Эксперты предполагали, что республиканские власти будут поддерживать партийный список «Единой России», но на практике весь ресурс заработал на поддержку Дамдинова. Что же касается партийного списка «Единой России», то наблюдатели полагают, что руководство республики его «сливает». На это есть несколько причин.
Во-первых, в межрегиональном партийном списке «Единой России» (Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край) республику представляет Николай Будуев. Он активист «Общероссийского народного фронта» и находится в конфликте с местными «единороссами». Будуев позиционирует себя в качестве «борца с коррупцией», а Бурятию давно сотрясают коррупционные скандалы и такой «борец» для бурятских элит воспринимается как опасность. Поэтому низкий результат «Единой России» по партсписку – это своего рода защитная мера для тех, кто опасается попасть под раздачу в ходе антикоррупционной кампании, развернутой по всей стране.
Во-вторых, эксперты связывают ставку региональных властей на «своего» кандидата по одномандатному округу с интересами «Росатома» в Бурятии. В республике уже запущено крупное производство по добыче урана. В перспективе планируется его значительно расширить за счет разработки еще семи месторождений. Такое расширение опасного производства неизбежно натолкнется на возражения со стороны коренного населения. Поэтому главе региона, замеченного в поддержке атомщиков, судя по всему, нужен «в доску свой» депутат, который сможет пролоббировать интересы атомщиков среди жителей.
В-третьих, нельзя не отметить тот факт, что кампания Алдара Дамдинова ведется на грани русофобских выпадов. Победа Дамдинова может быть представлена в качестве победы местных националистов. Это послужит весомым аргументом в руках Наговицина в торге с федеральными властями. Наговицин будет себя позиционировать как единственная фигура, способная «разрулить» национальные проблемы в республике и не допустить сепаратистских настроений. Испытанный трюк, к которому прибегали главы национальных республик в 90-ые годы. Потом в эти игры перестали играть. Однако в Бурятии намечается римейк старого сюжета.
Но есть признаки того, что в Кремле игру Наговицина поняли и, видимо, будут приняты какие-то меры (вплоть до отставки Наговицина), чтобы решить проблему пока она не приняла угрожающие масштабы. Например, в издании Газета.ру появилась статья о том, что Наговицин попал в список 12 глав регионов, которых федеральный центр считает нелояльными. Сам факт попадания в такой список уже свидетельствует о том, что «лед тронулся»… Мы будем знакомить наших читателей с дальнейшим развитием событий.
Алексей Васильев