Лайф выснил, что заставляет девушек менять каблуки на бутсы и становиться профессиональными футболистками
Женский футбол – словосочетание, которое всегда вызывало когнитивный диссонанс: считается, что женщины футболисты не имеют ничего общего ни с футболом ни с женщинами.
Порой эти стереотипы оправданы, ведь с трибун матч представительниц прекрасного пола выглядит для кого-то по-детски: какие-то маленькие человечки с косичками неумело пинают мяч и что-то громко друг другу кричат писклявыми голосами.
Существует это противоречивое явление уже более ста лет, но только в 70-х годах прошлого века оно немного структурировалось благодаря созданному в 1971 году женскому комитету УЕФА (который, правда, состоял только из мужчин). Все это дало толчок к появлению крупных международных соревнований и приток новых футболисток.
Но все-таки – кто же эти девушки, променявшие салоны красоты на футбольные поля?
Все ради мужчин
Дамы, изъявившие желания надеть бутсы, условно делятся на несколько типов. Первая подгруппа входит в этот вид спорта по вполне логичным причинам – понравиться мужчинам. Выбрав футбол, женщины попадают в определенную систему координат, где у них практически нет конкуренток: большинство любителей футбола – мужчины, и футболистки автоматически выпадают из роли глупышек, не понимающих всей прелести игры с мячом.
Девушки-футболистки намного лучше многих мужчин понимают то, что происходит на поле, им не придется объяснять, чем хавбек отличает от хет-трика, и что покер – это не только карточная игра.
Как утверждают футбольные тренеры, многие девушки действительно выбирают футбол ради моды и мужского внимания. Однако до профессионального уровня они не доходят, ведь футбол – это тяжелая работа, постоянные тренировки и травмы. Если девушка приходит туда ради забавы, то она достаточно быстро отсеется.
Об этом типе футболисток Лайфу рассказала игрок ФК “Россиянка” и сборной России Ксения Коваленко, которую журнал FHM в 2014 году включил в Топ-100 самых сексуальных девушек планеты:
— Да, это явление действительно существует. Девушки часто приходят в этот вид спорта, чтобы быть ближе к мужчине. Однако такие девушки никогда не доходят выше уровня любительского футбола. Сейчас же есть любительские лиги, там выступают всякие модели – не знаю, зачем им это нужно. Но среди моих знакомых таких нет. Нужно любить сам футбол, а не мужчин в нем. К тому же красивым девушкам это и не нужно – мужчины сами к ним тянутся.
В погоне за мужским внимание некоторые девушки попадают и в фанатские движение. Молодые особы посещают сектора стадиона, чтобы поболеть за любимую команду и познакомиться с футбольными фанатами.
— Много девчонок приходят на трибуну не из-за футбола, а из-за молодых парней на секторах. Какой-то период жизни им это интересно, потом они от этого отходят. Но я знаю девушек, которые на самом деле очень много делают для фанатского движения, которые поначалу пришли из-за молодых людей, но потом втянулись. Это был толчок для любви к футболу. Если это перерастает в искреннюю любовь — это хорошо. Если девушка приходит на трибуну для того, что просто сделать крутое селфи, — не очень, – рассказала Лайфу “Мисс “Спартак 2015” Надежда Белоусова.
– Существует ли гендерная дискриминация в фанатском движении?
– Раньше, когда я ходила в “Лужники”, был очень популярный заряд “сектора без баб”. Меня это обижало. Я думала: как же так? Почему? Потом я поняла, что имеется в виду под этим зарядом. Не сектора без девушек, а сектора без баб – то есть тех, кто приходит на стадион просто так. Когда кто-то говорит мне: “Да ты девушка, ты ничего в этом не понимаешь”, я уже не обижаюсь.
Все ради денег
Еще одна категория девушек, избравших для себя футбол – это дамы, для которых он является рекламной площадкой. Выступая на международных соревнованиях, спортсменки так или иначе приобретают если не армию поклонников, то полк подписчиков точно. Например, некоторые футболистки публикуют в Instagram посты рекламного характера. На их страницах в соцсетях можно встретить рекламу скрабов, одежды и косметических процедур.
— Почему это плохо? Мне тоже часто приходят рекламные предложения. Я соглашаюсь. Все зависит от продукта – если что-то более менее нормальное, я могу прорекламировать. Кстати, иногда я за это денег не беру, — говорит Ксения Коваленко.
Неудивительно, что девушки выбирают такой способ заработка. Да и российский спорт знает много таких примеров: знаменитая теннисистка Мария Шарапова, легкоатлетка Дарья Клишина, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Аделина Сотникова – список спортсменок, интегрирующих в рекламный бизнес, постоянно растет.
Плохо это или нет, решать каждый должен сам, однако следует помнить, что это для болельщиков спорт – увлечение, отдушина, эмоциональный заряд. А для спортсменов это в первую очередь работа, за которую им платят деньги. И в случае с женским футболом эти деньги не превышают зарплату фитнес-тренера.
Все ради спорта
Самая очевидная подгруппа проста – девушки просто полюбили эту игру. По разным причинам: кого-то впервые на матч привел любимый дедушка, кто-то в детстве пересмотрел все серии «Дикого Ангела», где главная героиня в исполнении Натальи Орейро потрясающе играла в футбол и забивала пенальти даже на своей свадьбе.
– Около 50% девушек приходят в футбол, потому что кто-то в семье интересуется этим видом спорта. При этом ребенка даже не обязательно водить на стадион. Достаточно просто, чтобы по телевизору всегда шел футбол. Если сидит папа и сутками смотрит матчи, девочка будет копировать поведение родителя, – рассказала Лайфу комментатор женского футбола Юлия Дорофеева.
– В рейтинге FIFA женская сборная находится выше мужской (22 и 53 соответственно. – Прим. Лайфа). При этом инвестиции в женский футбол несравнимы со средствами, которые вкладывают в мужской футбол. Можно предположить, что если бы финансирование в этих двух направлениях было одинаковым, то и разница в рейтинге была бы намного ощутимее?
– Да. Все должно исходить из базовых основ: строительство школ, формирование клубов. Пример надо брать с Германии – у них один из самых сильных женских чемпионатов. Но Германия занялась женским футбол еще в 90-е. Тоже самое касается Америки – у женского соккера есть огромная поддержка со стороны университетов. Да и в школе футбол входит в обязательную программу и для мальчиков, и для девочек. А у нас такой системы нет. Она плохо выражена и в мужском футболе. По сути, результаты сборной олицетворяют отношение к футболу в нашей стране. Вместо того, чтобы выстроить всю систему фундаментально, мы пытаемся что-то улучшить локальными способами – например, назначением дорогостоящего тренера. Но ведь это ничего не изменит.
С похожим негодованием высказалась и Коваленко:
– Мне непонятно, почему никто не хочет развивать женский футбол, ведь он не хуже мужского: мы также играем в Лиге чемпионов, мы вышли на чемпионат Европы. Об этом даже не говорят. К примеру: играет женская сборная и в это же время идут матчи мужских команд первой лиги. Почему их показывают в прямом эфире, а отборочные женской сборной на чемпионат мира не показывают? Возможно, это неинтересно, но вы хотя бы проинформируйте об этом! Дайте новость. Я вижу столько девушек, у которых действительно горят глаза, которые реально хотят играть, но видимо, тем, кто «свыше», это не нужно.
– Как раз вы, как одна из самых раскрученных футболисток мира, можете потихоньку приучать российскую аудиторию к женскому футболу, не так ли?
— Да, я стараюсь это делать. Везде, куда меня приглашают , я рассказываю о женском футболе, призываю его смотреть. Хотя понимаю, что уровень наших футболисток хуже. Считаю, что нам надо больше тренироваться. Например, в Германии футболистки тренируются больше и интенсивнее. Такое ощущение, что нас все жалеют, что мы не готовы к таким нагрузкам.
Источник: “Life”