Сохранит ли Москва индийский рынок вооружений
В этом году общий экспортный портфель российского военно-промышленного комплекса (ВПК) достиг рекордных $52-55 млрд (по разным оценкам). При этом Россия по объемам продаж уже много лет уверенно занимает 2-е место на мировом рынке вооружений после США. Надо сказать, что не последнюю роль в этом сыграла Индия, являющаяся крупнейшим импортером оружия в мире, а для России — самым большим рынком сбыта. По данным Стокгольмского института международного института исследования проблем мира (SIPRI) в период с 2011 по 2015 год 39% российского военного экспорта пришлось именно на Индию. А с 2000 по 2015 год Москва поставила вооружения Дели на сумму $30 млрд (причем по условному курсу доллара на 1990 год, сильно превышающему нынешний). Что же уже было сделано за последние годы и какие перспективы имеются у военно-технического сотрудничества двух стран?
Make in India: Россия всегда готова делиться технологиями
Одной из причин успеха российского оружия в Индии было то, что Москва всегда была готова работать по концепции Make in India, которую Дели продвигает уже много лет. Она заключается не в простой покупке продукции (необязательно только военной), а в переносе ее производства в Индию, а также передаче части технологий производства. Такой подход позволяет Индии развивать промышленность и создавать новые рабочие места, которых в стране катастрофически не хватает. При этом мизерная по мировым меркам стоимость труда позволяет также снизить издержки при производстве и сэкономить. Что же касается экспортеров, то Дели может позволить себе торговаться с позиции силы (особенно в сфере ВПК), так как речь всегда идет об очень крупных контрактах. Однако в отличие от России далеко не все страны готовы работать на таких условиях. Вкупе с тем, что российское вооружение в большинстве случаев стоит сильно дешевле западного, Москве удалось по некоторым пунктам фактически полностью занять индийский рынок.
В ноябре этого года стало известно, что правительство Индии одобрило подписание нового контракта на лицензионное производство 464 танков Т-90МС – наиболее современной модификации данной машины. При этом Дели стал стартовым заказчиком этого танка.
Стоимость контракта составила примерно $2 млрд, соответственно, один танк Т-90МС обойдется индийскому бюджету в $4,3 млн – это почти вдвое больше, чем за предыдущую модификацию Т-90С (она стоила $2,5 млн). В общей сложности Индия по имевшимся контрактам (1657 единиц Т-90С) и новому соглашению получит 2121 танк Т-90. Это количество превышает таковое у всех остальных стран вместе взятых (в России, к примеру, имеется около 500 Т-90 разных модификаций).
Успех Т-90, практически полностью захватившего индийский рынок, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, это цена, которая даже у новейшего Т-90МС заметно ниже, чем у конкурентов. Ценник у западных танков составляет $6-8 млн в зависимости от конкретной модели и комплектации. Примерно такой же получилась стоимость индийского танка «Арджун». Во-вторых, заметно более низкий вес Т-90, чем у западных танков (за счет того, что взамен места для четвертого члена экипажа в российских танках устанавливается автомат заряжания), делает его более проходимым и мобильным, что очень важно на индийском ландшафте. Именно этим индийские военные мотивируют отказ от закупок «Арджуна» — он весит чуть меньше 60 тонн (Т-90 весит 46-48 тонн в зависимости от модификации) и имеет проблемы с надежностью ходовой. И в-третьих, с помощью специалистов «Уралвагонзавода» в Индии было создано предприятие, осуществляющее сборку и производство некоторых компонентов Т-90.
Контракты на поставки Т-90 в Индию позволяют России сохранять за собой около 56% мировых продаж новых танков. Что касается дальнейших «бронетанковых» перспектив, то здесь многое будет зависеть от успешности проекта по созданию танка нового поколения Т-14 на тяжелой гусеничной платформе «Армата», так как потребность в машинах уровня Т-90 скоро исчерпается. По стоимости Т-14 уже сопоставим с западной бронетехникой, однако если будут достигнуты заявленные тактико-технические характеристики, то он однозначно будет стоить этих денег. На данный момент уже заказана опытная партия в 100 машин для российской армии, что может давать надежду на то, что танк действительно получается таким, каким надо: с рабочей системой активной защиты «Афганит», способной сбивать на подлете даже бронебойные подкалиберные снаряды, современной системой управления огнем, мощным двигателем и т. п.
Озолотит ли FGFA «Объединенную авиастроительную корпорацию»?
Пожалуй, самой успешной сделкой для российского ВПК в Индии стала продажа многоцелевых истребителей Су-30МКИ – двухместная модернизированная версия российского Су-27, созданная специально с учетом индийских требований (о чем сообщает буква «И» в индексе). Большая часть самолетов, так же как и танки Т-90, собрана по лицензии в Индии. В общей сложности за 272 единицы Су-30МКИ Индия заплатит почти $12 млрд. На данный момент индийские ВВС имеют на вооружении уже порядка 230 истребителей этого типа, окончание поставок ожидается в 2018-2019 году.
Первый контракт на поставку Су-30МКИ, заключенный в 2002 году, во многом послужил сохранению научно-технического потенциала в российском военном авиастроении, и в частности ОКБ «Сухого». Более того, параллельно была создана и российская модификация истребителя – Су-30СМ, которая с большим успехом была воспринята летчиками. В последние годы эти самолеты активно поступают на вооружение ВКС России. Помимо этого, часть вырученных средств пошла на разработку российского истребителя пятого поколения Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Именно этот самолет является краеугольным камнем для будущего российского военного авиастроения на мировом рынке вооружений. И все опять-таки связано с Индией.
Дело в том, что экспортная модификация ПАК ФА создается Россией и Индией. Самолет получил название FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Как и Су-30, эта машина является двухместной – индийские военные предпочитают именно такой подход, считая, что два члена экипажа могут действовать лучше, чем один, особенно при выполнении ударных задач.
Успех проекта FGFA для российского ВПК, и в частности «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК), имеет просто колоссальное значение – Дели планирует в будущем приобрести около 200 самолетов данного класса.
При ожидаемой стоимости одного FGFA не менее $100 млн минимальная выручка ОАК составит $20 млрд. При этом самолетам нужно вооружение различного типа, обслуживание и запчасти, что на десятки лет обеспечит заказом многие оборонные предприятия.
Тем не менее с FGFA все идет не так гладко, как этого хотелось бы. Индийская сторона в 2010 году подписала контракт на эскизное проектирование самолета стоимостью около $300 млн, после чего продвижение проекта застопорилось. В индийской прессе появлялись различные слухи о том, что российский истребитель, по мнению местных военных, не соответствует заявленным тактико-техническим-характеристикам. В разное время претензии предъявлялись к двигателям Ал-41Ф1 (недостаточная тяга), возможностям радиолокационной станции и технологиям снижения радиолокационной заметности самолёта.
Как в итоге оказалось, проблемы были, вероятно, сильно преувеличены, так как, судя по последним новостям, следующий этап работ все же скоро будет согласован, однако при этом стоимость контракта на опытно-конструкторские работы (ОКР) будет снижена на 40%. По имеющейся информации, стороны пришли к соглашению, что Дели и Москва вложат по $4 млрд в ОКР. Ко всему прочему Дели за счет ведения торга в агрессивном стиле добилась и увеличения количества деталей, которые будут производиться в Индии. Теперь их доля составит примерно 40%, хотя раньше речь шла о 25%.Тем не менее за счет упавшего курса рубля снижение стоимости ОКР не должно сильно ударить по ОАК, а перспективы получения миллиардных прибылей позволяют смотреть на проект FGFA с оптимизмом. Да и очень уж велик индийский рынок сбыта, чтобы не считаться с его требованиями. Одно можно сказать точно: если российско-индийский истребитель пятого поколения будет создан и закуплен в ожидаемых количествах, предприятия ОАК будут загружены заказами как минимум до начала 2030-х. А это позволит и дальше развивать производство и создавать новые самолеты.
Дели спасает российские корабли
Украинский кризис, начавшийся в 2014 году, привел к тому, что Киев, несмотря на серьезную зависимость своего ВПК от российского рынка, разорвал военно-техническое сотрудничество с Россией. Для Москвы эта ситуация была неприятной, так как многие компоненты для военной техники, производившиеся еще со времен СССР на Украине, устанавливались на российскую продукцию. Однако с замещением большей части компонентов российскому ВПК удалось справиться довольно быстро. Исключением стали газотурбинные силовые установки для фрегатов проекта 11356, которые строятся для Черноморского флота РФ. Для серии из шести кораблей были поставлены только три силовые установки, поэтому первые три корабля успешно построены, а два фрегата так и «томятся» без двигателей (еще один не успели заложить).
Самым удобным выходом из сложившейся ситуации стала продажа этих кораблей Индии, так как Дели оказался не против — тем более что страна и ранее закупала очень похожие изделия в России. Фрегаты проекта 1135.6 «Тальвар» являются предшественниками проекта 11356 и были разработаны специально для Индии в начале 1990-х, после чего Дели купил 6 таких кораблей. Удачность конструкции корабля и мотивировала российских военных заказать серию похожего вооружения для Военно-морского флота РФ. Теперь Дели приобрел два недостроенных корабля (их доделают в России), а также два новых, которые построят уже в Индии в рамках программы Make in India. Украина уже согласилась поставить двигатели Индии. Большим плюсом является и то, что корабли будут оснащены противокорабельными ракетами (ПКР) BrahMos (экспортная модификация ракеты П-800 «Оникс», разработанная специально под требования Индии). Этой линейкой ПКР скоро будут оснащаться также истребители Су-30МКИ, а в будущем и FGFA. Что касается военно-морской тематики – то здесь были и другие крупные проекты: Дели получил российский авианосец «Викрадиматья» (модернизированный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» из состава ВМФ РФ). А совместно с Невским ПКБ строится легкий авианосец Vikrant (очень похож на «Викрадиматью»).
Во время последнего визита президента России Владимира Путина в Индию в рамках саммита БРИКС с индийской стороной был подписан ряд новых оборонных соглашений, общую сумму которых можно оценить в $6-8 млрд.
Об одном из них мы уже говорили выше — речь идет о фрегатах проекта 11356. Помимо этой важной сделки, которая спасла российских судостроителей от серьезных финансовых потерь, были подписаны соглашения о поставках 4 дивизионов самых современных российских зенитно-ракетных комплексов большой дальности С-400, совместном производстве 200 многоцелевых вертолетов Ка-226Т (с опционом еще на 200 машин) и лизинге еще одной атомной подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» (в 2012 году субмарина К-152 «Нерпа» была передана Индии сроком на 10 лет за 900 миллионов долларов). Вероятнее всего, Индии будет передана атомная подлодка К-322 «Кашалот», которая пройдет модернизацию согласно требованиям Дели, включающей в себя оснащение субмарины противокорабельными ракетами BrahMos.
Ложка дегтя
Вышесказанное может ввести читателя в заблуждение, будто военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией идеально и сложностей для Москвы практически не возникает. Но это уже давно не так – на лакомый индийский рынок активно стремятся ворваться все крупнейшие экспортеры оружия. И нельзя сказать, что это не удается – свою долю на индийском рынке заметно увеличили США и Франция. Во многом за счет слабости российских предложений по некоторым позициям.
К примеру, в Индии проходил тендер MMRCA (Medium multi-role combat aircraft), победитель которого должен был поставить стране 126 легких истребителей. Российский МиГ-35, являющийся глубокой модернизацией МиГ-29 и существующий, по сути, только на бумаге, всерьез даже не рассматривался, в итоге победили французы с истребителем Rafale. Правда, индийское руководство в итоге закупило только 36 таких самолетов, так как французские оружейники пересмотрели цены, заломили их выше, чем у тяжелого Су-30МКИ, и отказались в требуемом объеме предоставить технологии производства. Таким образом, потребность в легких истребителях у Дели все еще есть, но России и сейчас особо нечего предложить – МиГ-35 слишком дорог для легкого истребителя (во многом за счет использования двух двигателей), а других альтернатив не имеется. Поэтому выбор индусов по логике может пасть на давно зарекомендовавший себя в этой категории американский однодвигательный истребитель F-16.
Другим проблемным проектом оказался MTA (Multi-role Transport Aircraft) — тактический военно-транспортный самолет, который должен был заменить более 100 устаревших транспортников Ан-32 в составе ВВС Индии, а также Ан-12, Ан-26 и Ан-72 в составе ВКС России. Проект сулил большую прибыль и огромные объемы производства, однако стороны столкнулись с непониманием еще до того момента, как появился хоть один прототип «в металле». А в 2015 году Индия уже официально вышла из проекта. Судя по публикациям в СМИ, главной проблемой стало разногласие сторон по двигателю самолета – Россия предлагала установить самую новую модификацию проверенного временем ПС-90, а Индия требовала создания полностью нового двигателя, оснащенного электронно-цифровой системой управления (FADEC), обеспечивающей минимальный расход топлива. Данная потеря для ОАК крайне досадна, так как MTA был необходим и российским ВКС, а в условиях снижающегося в результате экономического кризиса финансирования создать машину без внешнего финансирования будет очень сложно. Поэтому, возможно, стоит попробовать реанимировать данный проект, особенно учитывая то, что у Индии не так много альтернатив – либо закупать довольно дорогой американский C-130, который вряд ли разрешат собирать в Индии, либо пока очень неудачный европейский A-400M.
Леонид Нерсисян
Фото: ТАСС
Источник: “Forbes”