Политолог Валерий Соловей объяснил опасность Трампа: “Экономику России разорвут в клочья”

Политолог Валерий Соловей: “Новая американская администрация будет отвечать с позиции силы, а в такой конкуренции нам никогда не выиграть”

Владимир Путин сегодня рассказал о своей недавней телефонной беседе с избранным президентом США Дональдом Трампом и выразил надежду на выправление российско-американских отношений. Насколько они оправданы? Действительно ли Трамп «наш»? Своей точкой зрения с нами поделился профессор МГИМО, политолог Валерий Соловей, известный точными прогнозами: он, кстати, предсказал и победу Трампа на выборах.

– В российской правящей элите эйфория от победы Трампа была даже сильнее, чем в штабе Трампа, – говорит Валерий Соловей. – Мне, например, известно, что в некоторых кабинетах власти при получении известий об итогах американских выборов стали открывать шампанское и закуривать сигары.

Но сейчас эйфория, естественно, спала. Прежде всего – у людей, которые кое-что понимают во внешней политике, в том, как устроена американская государственная машина.

Трамп не такой уж непредсказуемый, каким его часто представляют. Для того, чтобы править успешно, он должен править в согласии со своей собственной партией. Сейчас, кстати, в США сложилась уникальная ситуация: республиканцы контролируют обе палаты Конгресса, они же во главе большинства штатов.

Отсюда следует, что Трамп вынужден соответствовать балансу сил, интересов и взглядов, которые сложились в партийном истеблишменте, являющемся частью истеблишмента общеамериканского. И первые назначения, сделанные Трампом, свидетельствуют как раз о реалистичном и очень сбалансированном подходе.

Примечательно, что эти кадровые решения заслужили поощрение не только со стороны республиканцев, но и со стороны демократов. Надо сказать, что сегодня в американском истеблишменте существует широкий антироссийский консенсус, носящий надпартийный характер. Все оценивают Россию как бывшую великую державу, которая находится в состоянии длительного и необратимого упадка. Но которая в пароксизме, так сказать, отчаяния пытается ревизовать итоги холодной войны. Подчеркну: это мнение американского истеблишмента в целом.

Тем не менее, у американцев есть ряд очевидных интересов, по которым они готовы с русскими сотрудничать. Трамп прекрасно понимает, что важным индикатором его успешности во внешней политике является умение решить сирийскую головоломку. При этом он не ставит своей целью – по крайней мере, публично – свержение Асада.

Трамп заявляет, что главной задачей является борьба с терроризмом. То есть существует определенная основа не просто для координации, но даже для каких-то совместных действий.

Российское руководство, конечно, в тайне надеется обменять Сирию на Украину. То есть, договорившись с американцами по Сирии, выторговать согласие на то, чтобы Украина вошла в зону российских интересов. И могу сказать, что официальный Киев этого чрезвычайно боится. До судорог.

Что будет происходить на этом направлении, пока не очень понятно. Но вернусь к началу своего спича: есть республиканский истеблишмент, есть американский истеблишмент, который считает важным сдерживать ревизионистские поползновения России. Даже если Трамп решит заключить такую сделку с Москвой, истеблишмент, скорее всего, не позволит ее осуществить.

Что же касается Крыма, то этот вопрос в любом случае вынесен за скобки. Это сегодня понятно всем. Америка, как и Евросоюз, никогда не признает Крым частью Российской Федерации. Но де-факто ситуация сохранится такой, какая она сейчас.

Есть и ряд других проблемных вопросов в российско-американских отношениях, которые вряд ли будут решены с приходом администрации Трампа. Например, “список Магнитского” или дело сбитого малазийского “Боинга”. Довольно скоро международная комиссия по расследованию катастрофы опубликует список виновных. И в Москве опасаются, что это будет очень неприятный для нас список.

Как только он появится, незамедлительно последуют иски родственников и близких погибших, которые с большой вероятностью создадут серьезную угрозу имуществу Российской Федерации за границей. Россия, наверное, предпочла бы пакетную сделку с Америкой – сесть и сразу, за одним столом решить все вопросы. Но я уверен, что американцы на это не пойдут.

Кроме того, есть еще одна серьезнейшая концептуальная проблема, о которой мало кто сегодня задумывается. Дело в том, что Россия в последние два года продемонстрировала всему миру, что она ставит во главу угла силу. Мол, вы, американцы и европейцы, говорите о ценностях, но все это лицемерие, вранье. Никаких ценностей для вас нет: мы надавили – вы отступаете, не решаетесь ничего сделать.

Но дело в том, что Трамп – это не Обама. Администрация Обамы во внешнеполитической области была самой слабой послевоенной американской администрацией. Трамп такой слабости себе позволить не сможет. Поэтому, хотя ситуация открывает для нас некоторые новые возможности, она несет гораздо большие риски.

Новая американская администрация будет отвечать с позиции силы, а в такой конкуренции нам никогда не выиграть. Советский Союз ее проиграл, а Россия намного слабее Советского Союза. Наши потенциалы несоизмеримы, не надо питать на сей счет никаких иллюзий.

То есть все будет зависеть от нашей готовности реалистически оценивать ситуацию и идти на компромисс. Если не сумеем договориться с американцами, то окажемся в очень неприятном положении. В их арсенале очень много рычагов, позволяющих загнать нас в угол. Достаточно одних только экономических и финансовых: в течение 2-3 лет российская экономика будет разорвана в клочья.

Андрей Камакин

Фото: Коммерсантъ

Источник: “Московский комсомолец”

Ранее

Курортный роман

Далее

Роскомнадзор вынес предупреждение интернет-изданию Newtimes

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru