Ртуть, грязь и крысы: что находили проверяющие в московских школах

Роспотребнадзор, МЧС и Ростехнадзор за 2016 год проверили 300 московских школ и практически в каждой нашли нарушения

1398168369

Поход в школу может быть опасен для ученика. Там его подстерегают опасности: риск получить по голове отвалившейся штукатуркой, подхватить инфекцию от непривитого учителя либо отравиться из-за антисанитарии. В школе он может даже надышаться тяжелыми металлами и получить хронический меркуриализм. А если вдруг вспыхнет пожар в стенах родной школы, огнеборцы тоже не сразу приедут на тушение — не везде есть или работает сигнализация. Такая картина сложилась по итогам проверок, которые в 2016 году провели Роспотребнадзор, МЧС и Ростехнадзор в трёхстах московских школах.

Тяжёлый металл 

В центре Москвы, на Малой Бронной, стоит школа № 2123 имени Мигеля Эрнандеса — был в Испании такой поэт. Когда родители водили туда своих детей, то вряд ли они могли даже подумать, что в элитной школе их подстерегает опасность отравления ртутью. Однако, это оказалось суровой правдой, что подтвердила лично замглавы Роспотребнадзора по Центральному округу Москвы Ирина Алексеева. Она вместе с подчинёнными приходила в школу с проверкой.

В какой-то момент один из родителей, видимо, что-то заподозрив, написал жалобу в Роспотребнадзор, и по его просьбе в школе провели замеры. Исследования проводили эксперты ФГУП “Радон” — эта компания специализируется на обращении с радиоактивными отходами. Когда специалисты “Радона” получили результаты замеров, они ахнули: в некоторых помещениях концентрация паров ртути оказалась почти вдвое выше нормы.

— В лаборантской комнате школы № 2123 имени Мигеля Эрнандеса предельно допустимые концентрации ртути превышены в 1,7 раза, а в кабинете физики в 1,2 раза, — написали в актах проверяющие.

Школа сама даже не пыталась сообщить в Роспотребнадзор или Санэпиднадзор об опасности. А ведь отравление ртутью может иметь серьёзные, вплоть до смертельных, последствия. Такая концентрация ртути никого не убьёт, но может привести к хроническому отравлению — меркуриализму. Это заболевание проявляется уже при концентрациях 0,001 мг/м3 и вызывает нарушения работы сердца и нервной системы.

В материалах проверки ничего не говорится о возможных причинах повышения концентрация ртути. По словам главы лаборатории “Экология жизненного пространства” Антона Ястребцева, это могли быть разбитые измерительные приборы.

Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков

— В кабинетах физики раньше держали много физических приборов. В том числе ртутные термометры, барометры. Достаточно разбить один барометр и не очень тщательно убрать ртуть, — объяснил Лайфу Ястребцев. — В старых школах на полу паркет, деревянная доска с широкими щелями, куда ртуть могла закатиться. И она может фонить довольно длительное время, вплоть до нескольких лет, а бывает, даже десятилетиями. Тяжёлый металл надо убрать, а учеников до уборки пускать в класс нельзя.

По телефону школы Лайфу сообщили, что ртуть уже убрана из помещений, но от дальнейших комментариев воздержались.

В итоге проверяющие привлекли 2123-ю школу по административной статье за “нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения детей”. Максимальное наказание по этой статье — 70 тысяч рублей.

Опасные занятия

Пары ртути — лишь одно из сотен нарушений, которые нашли в московских школах ревизоры Роспотребнадзора. Самые распространённые “косяки” связаны с антисанитарией и аварийным состоянием помещений.

Взять, казалось бы, образцовую школу № 494 имени Героя России А.Н. Рожкова. Школа расположена на Автозаводском проезде. В мае 2016-го туда нагрянула целая делегация в составе трёх ведущих специалистов московского Роспотребнадзора и врача из Центра гигиены и эпидемиологии. По коридорам школы их водили директор Алексей Миняев и три методиста. Методисты и директор выглядели присмиревшими, видимо, в ожидании результатов проверок и возможного наказания. Как выяснилось, не зря — школа № 494 и объединённые с ней детсад и школы № 852 и 502 оказались рекордсменами по числу нарушений. По итогам только одной проверки ревизоры выписали 16 административных штрафов на сумму почти 200 тыс. рублей, которые придётся выплачивать методистам и директору.

Как рассказал Лайфу источник, знакомый с результатами проверки, проблемы в этой школе обнаружились уже на входе, в столовой. Фрукты для школьников не мыли, мытьём посуды тоже порой пренебрегали. Плюс к этому персонал экономил на моющих средствах. В помещении для хранения продуктов сотрудники скидывали свою одежду. Да и еда, которой кормили детей, лежала в холодильниках с нарушением температурного режима, а значит, могла испортиться. Возникли претензии к качеству воды в кулерах.

Вообще вопросы гигиены в 494-й школе на момент проверки оказались очень болезненными. Например, туалеты мыли через раз, и обычной водой, без использования порошков или, на худой конец, хлорки. Уборкой некоторых помещений вообще не занимались, а швабр и тряпок не хватало. В бассейне этой школы не контролировали качество воды. Да ещё и по территории школы бегали крысы — проверяющие нашли следы жизнедеятельности грызунов у подвала.

Всё это шло вкупе с нарушениями помельче. На одного ученика не соблюдались нормативы площади, расписание уроков бесконтрольно менялось, а у 43 сотрудников подведомственного детсада не оказалось прививок от дизентерии.

Фото: ©  РИА Новости/Алексей Владыкин

На другом конце Москвы, в школе № 2001, история похожая до зеркальности. Вообще, 2001-я — одна из крупнейших в ЮАО, она состоит из 6 зданий. Её нарушения очень похожи на те, что нашлись в 494-й, но с примесью своих, уникальных. Так, в зданиях школы были оборудованы сушилки для обуви, но почему-то не использовались. В результате дети уходили домой с мокрыми ногами. Плюс там неправильно хранили продукты и нарушали режим питания.

— Сушилки для одежды и обуви детей не используются, часть детской обуви хранилась в шкафчиках непросушенной, мокрой, — сообщил Лайфу источник.

Проверяющие приходили и в школу № 1164, расположенную близ Савёловского вокзала. Её сотрудники не были привиты от дифтерии и кори, а на чердаке обнаружились трупы голубей, которые пролежали там неизвестно сколько. Проверяющие обязали провести обеззараживание чердака (мало ли чем могли болеть птицы), а сотрудников заставили привиться. В результате директор школы Сергей Радюн получил административный штраф.

В городской школе № 854 обнаружились проблемы с бассейном: как следует из документов проверки, дети купались в не до конца отремонтированном бассейне, причём пробы воды никто не делал. И это не считая таких мелочей, найденных в этой школе, как отсутствие нормального освещения в классах. За это школа получила две “административки”.

В школе № 1429, что близ Бауманки, детей не прививали от гриппа в необходимом объёме, а в туалетах не клали бумажные полотенца и мыло.

А в зеленоградской школе № 1912 Роспотребнадзору пришлось поработать аж 20 дней — именно столько шла проверка в марте 2016-го. По итогам обнаружилось, что в школе есть риск распространения инфекций и отравления детей — там плохо обеззараживали помещения и плохо мыли посуду. Плюс проверяющие обследовали состояние здания, и оно оказалось плачевным: в спортзале, кабинете химии, душевых, туалетах и ещё паре кабинетов стены пошли трещинами и неровностями. Школа получила четыре штрафа на 87 тысяч рублей.

Фото: © РИА Новости/Михаил Мокрушин

Пожарный риск и технические косяки 

Чаще всего столичные школы навещали инспекторы пожарного надзора столичного МЧС. Они провели в шести десятках учебных заведений 78 проверок. В разных школах обнаружились примерно одинаковые “симптомы” наплевательского отношения к противопожарной безопасности. Чаще всего руководители учебных заведений пренебрегали правилами эксплуатации электрооборудования, захламляли эвакуационные выходы и не устанавливали там, где это необходимо, сигнализацию и системы автоматического тушения огня. Некоторые противопожарные сигнализации были либо установлены с нарушениями, либо вовсе не установлены.

И если некоторые школы по недосмотру допускали два-три нарушения правил борьбы с огнём, то другие становились антирекордсменами. Бутовская школа № 1883, куда входит ещё несколько общеобразовательных учреждений, допустила 30 серьёзных провинностей. Лестничные клетки там частично были отделаны легковоспламеняющимися материалами, автоматическая сигнализация установлена не по правилам, а над дверьми не было табличек “Выход”, которые подсвечиваются во время пожара для удобства эвакуации. Кто-то скажет, мол, подумаешь, какая мелочь. А ведь в суматохе и дыму не будет видно, куда бежать, а яркая табличка способна сориентировать перепуганного подростка и помочь спастись. За каждое нарушение школа получила по административному штрафу.

Реже всего школы навещал Ростехнадзор. Он проверял в основном инженерные коммуникации здания: как проложены трубы, не протекает ли где-нибудь вода, все ли крепления есть, все ли болты прикручены так, как должно. В 2016-м году 8 его проверок выявили около 30 нарушений в школах из разных уголков Москвы. “Косяки” в основном были связаны с прокладкой и эксплуатацией труб отопления и подачи воды.

Школы довели бюрократы

Руководитель Общества защиты потребителей образовательных услуг Виктор Панин говорит, что нарушения в школах процветают по нескольким причинам: избыточные и бюрократизированные нормы, которые сложно не нарушить, плохая работа самого Роспотребнадзора по контролю, а также нежелание руководства школ исправлять ситуацию.

— Это всё верхушка айсберга, реальное количество нарушений в школах может быть в разы больше. Я предлагал сотрудникам Роспотребнадзора провести такой эксперимент: нам вместе с ними пройти ещё раз по той же школе, где они уже были. Категорически отказались, — рассказал Лайфу Панин.

По его словам, руководителям школ, по идее, должно быть выгодно, чтобы была безопасность, чтобы соблюдались нормы, потому что любое нарушение, любое отравление, все, что случилось с ребенком — это ответственность директора.

– Однако многие полагаются на авось, многие полагаются на связи в проверяющих структурах, кто-то думает, что пронесет, — объясняет Панин.

Огромное количество нарушений находят ещё и потому, что санитарные нормы, говорит Панин, избыточны и их сложно соблюдать.

— Например, трава растёт на 20 метров от забора — 20 тысяч штраф. А за отравление школьников могут выписать 2 тысячи, — перечисляет эксперт.

По его словам, на нарушениях кормятся проверяющие.

— Выполнить эти требования нереально в полном объёме, — сетует эксперт. — Проверяющие говорят директору, мол, ты же понимаешь, что ты эти нормативы никогда не выполнишь, поэтому давай сразу мне деньги. Есть типовые школы, построенные в тридцатом году, а СанПиНы это не учитывают, то есть там поточность нарушена, то нарушено, это нарушено. И любой проверяющий, который приходит, видит всё это и с удовольствием, глядя в глаза директору, говорит: “Ну что, как будем решать вопрос?” И это продолжается длительное время, то есть он на кормлении там находится.

Юристы говорят, что если в какой-то школе Роспотребнадзор нашёл нарушения, родители могут смело идти в суд и требовать компенсации.

— После того как Роспотребнадзор нашёл нарушения, родители могут подавать в суд на администрацию школы. Ведь у нас по гражданскому законодательству необходимость доказывания возлагается на стороны, — рассказал Лайфу юрист союза потребителей “Росконтроль” Александр Борисов. — А здесь сам факт установления нарушения — это уже основание для подачи в суд, причём родителям уже не нужно будет много чего доказывать.

Павел Кочегаров

Источник: “Life”

 

Ранее

Замёрзшие за долги

Далее

В Wikileaks рассказали, кто "подставил" Клинтон с почтой

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru