«Дорожная карта» МВД вызывает осторожный оптимизм, считает известный политолог и публицист, директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН.
Программа восстановления дееспособности МВД после Грызлова и Нургалиева названа по-европейски – «Дорожной картой».
Она признает очевидное: «первый этап реформы не оправдал ожиданий». Та же аттестация, например, «не могла решить задачу… профессионализма кадрового ядра», а необходимое материальное стимулирование принесет плоды лишь «в процессе… обновления кадров».
МВД признает порочность основы основ – системы учета преступлений. Его сотрудники ежегодно принимают до 6 млн. решений об отказе в возбуждении уголовных дел, причем в 2011 году даже прокуратура признала необоснованными 2,3 млн. таких решений!
Еще более 3 млн. сообщений о преступлениях в год передаются одними органами внутренних дел другим «по подследственности», после чего выпадают из статистики, а до 6 млн. списываются в «номенклатурные дела».
Результативность поиска без вести пропавших снизилась за десятилетие на 11 процентов; в прошлом году не найдено 50 тыс. человек. Каждый пятый, пропавший без вести и находящийся в федеральном розыске, – ребенок. Масштабы безнаказанных преступлений против детства потрясают – и, добавлю, по опыту Франции, введение ювенальной юстиции резко увеличит их.
Проект Дорожной карты предлагает создать в регионах специальные центры по розыску пропавших детей, – по опыту США.
Система учета заявлений о преступлениях должна отражать хотя бы число заявлений, возбужденных по ним уголовных и административных дел, а также отказов в их возбуждении.
Власти до сих пор не удосужились выполнить Указ тогдашнего президента Ельцина, который аж в марте 1998 года поручил разработать единую государственную систему учета преступлений. Документ добросовестно предусматривает выполнение, в конце концов, воли покойного.
Революционная новация – изменение процедуры уголовного расследования. Сейчас, если преступление не раскрыто «по горячим следам», возбуждение уголовного дела занимает длительное время, в течение которого следственные действия начаты быть не могут. Это создает для преступников исключительно комфортные условия. Предлагается ввести порядок, по которому расследование преступления можно начинать сразу после получения заявления о нем.
Проект Дорожной карты предлагает новые критерии эффективности работы МВД: «показатели выявления реального количества преступлений.., качества реагирования на них, … полноты и быстроты восстановления законных интересов заявителей», мнение граждан.
Резкое сокращение численности низовых подразделений полиции, ставшее одной из целей «первого этапа реформы», ограничило «доступ к правоохранительной помощи». Выход – «приблизить наряды полиции к жилому сектору – к общественным пунктам охраны порядка… Практиковать создание передвижных полицейских пунктов с приемом населения, а также открытие таких временных пунктов в школах, общественных центрах, на пересадочных узлах, в торгово-развлекательных центрах для приема граждан и немедленного реагирования на их сигналы о преступлениях».
Предлагается реструктурировать и резко сократить разросшиеся среднее и высшее звенья управления. Поскольку по числу сотрудников МВД на душу населения Россия занимает третье место в мире.
Документ предусматривает проведение на основе «всего массива компрометирующих материалов» (включая Интернет) выборочных аттестаций подразделений и отдельных сотрудников. К их проведению должны привлекаться депутаты вплоть до муниципального уровня, чтобы такие аттестации не стали инструментом расправы с неугодными сотрудниками.
Проект Дорожной карты требует от МВД открытости, без которой невозможно восстановление доверия общества к полиции: «Люди должны знать, что и зачем делает система МВД, соответствуют ли эти действия потребностям общества». В соответствии с рекомендованным ОБСЕ руководством «Наилучшая практика партнерства между полицией и обществом» полиция должна проводить постоянные консультации с местными жителями, чтобы превратить их в своих союзников и помощников.
Михаил ДЕЛЯГИН,
доктор экономических наук
09.10.2012
NB! «Новый вторник» не заподозришь в пылкой любви к МВД. Скорее, наоборот: из номера в номер, и чаще всего пером нашего ведущего колумниста Павла Гутионтова, мы не уставали повторять, что Нургалиев, мягко говоря, не самый лучший министр, что проводимые им реформы не только не красят лицо милиционера, а безобразят его пуще прежнего. И вот, похоже, появились проблески реальных преобразований. Тем не менее, мы по-прежнему будем внимательно следить за ходом очередной реформы в МВД, оставляя за собой право сомневаться в тех или иных ее проявлениях.