Полное “винное” импортозамещение

Согласно Концепции развития виноградарства и виноделия, разработанной Минсельхозом, достичь его Россия сможет к 2025 году

krasnoe-suhoe-vino-1

К 2025 году в России может произойти практически полное импортозамещение на рынке вина. Страна должна будет производить 56,3 млн дкл (декалитров — основная единица измерения в виноделии, равная 10 литрам, — прим. Лайфа) виноматериалов, что позволит на 83% обеспечить потребность россиян в напитке. Согласно одобренной межведомственной рабочей группой Концепции развития виноградарства и виноделия, разработанной Минсельхозом (документ есть в распоряжении Лайфа) и направленной в правительство, таких результатов можно добиться, если прогресс в винодельческой сфере будет проходить по “оптимальному” сценарию, разработанному чиновниками (всего они предусмотрели три сценария: “пессимистичный”, “оптимальный” и “базовый”).

Если верить самому оптимистичному сценарию, то через девять лет можно почти целиком заместить не только зарубежное вино, но и на 100%, как отмечается в документе, обеспечить россиян отечественным столовым виноградом.

Инфографика: © L!FE

Общий доход государства (с 2017 по 2025 год) при условии, что все меры, предусмотренные концепцией, будут реализованы (оптимальный сценарий), может составить около 1,1 триллиона рублей, а чистая прибыль производителей — 185 миллиардов рублей.

Бутылки российские, вино — заморское

Виноматериалы — это то же вино, просто пока не разлитое по бутылкам. И к 2025 году Россия в перспективе может догнать в производстве вакхического напитка Португалию (62 млн дкл — в 2015-м, 56 млн дкл — в 2016 году), однако эти цифры всё равно не сопоставимы с результатами главных государств-виноделов: Италии, Франции и Испании.

Инфографика: © L!FE

Это данные, которые учитывают производство странами вина как из своего сырья, так и из зарубежного. То есть речь идёт о декалитрах напитков, разлитых на территории того или иного государства. В 2016 году Россия произвела всего 26,4 млн дкл виноматериалов.

Инфографика: © L!FE

Из данных документа Минсельхоза следует, что больше всего на отечественном рынке бутылок из Испании, Италии и Украины (страна почти не производит вина, однако она является транзитным пунктом для молдавских виноматериалов, которые разливаются по бутылкам уже в Незалежной). Несмотря на высокую зависимость от импорта, россияне пьют вино на уровне производительных испанцев.

Инфографика: © L!FE

Согласно возможным результатам реализации “винного” концепта, к 2025 году Россия может начать производить в худшем случае самостоятельно 30,9 млн дкл виноматериалов, что уже будет, как отмечают эксперты, позитивно для отечественного рынка.

— Сегодня мы обеспечиваем себя виноматериалом только на 30%. В год Россия производит 300 млн литров (то есть 30 млн дкл) вина, винных напитков, коньяка и игристого вина, но выпивают россияне около 1,5 млрд литров (150 млн дкл). При этом на внутреннем рынке 75% вина, 90% игристого, 85% коньяка и почти 90% винных напитков — производится в России. Получается, что мы почти всё производим в России, но в значительной степени из импортного сырья. Поэтому Минсельхоз в своей концепции ставит задачу — перестать это делать, — пояснил Лайф глава центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Наиболее вероятно, как отмечается в Концепции, реализовать “базовый сценарий”: из федерального бюджета для этого потребуется выделить 48,7 млрд рублей.

Виноград, которого у нас нет

По данным Росстата, за 2015 год объём производства винограда в России составляет всего 0,004% от общего числа сельхозпродукции. Такое положение вещей связано с тем, что в 1985–2015 годах площадь виноградников в СССР сократилась на 83%. Естественно, параллельно с этим сократилось производство винограда и вина.

И причина такого упадка отнюдь не только в распаде СССР (и как следствие потере ряда территорий), но и, по словам отраслевых экспертов, в снижении урожайности. Она, в свою очередь, достигла критической отметки из-за “невыполнения в полной мере агротехнических мероприятий, в том числе внесение минеральных удобрений и средств защиты” культур ниже требуемых норм, нарушения сроков технологического процесса, недостаточного полива. Также, как отмечается в концепции, свою злую роль сыграло вымерзание виноградников и тот факт, что у основной части кустарников был возраст старше 20 лет (с годами виноградная лоза приносит всё меньше плодов. — Прим. Лайфа).

Всего в 2015 году в России собрали 475, 2 тыс. тонн винограда, но это даже по сравнению с 2014 годом меньше на 53,1 тыс. тонн. Больше всего выращивается ягод для вина, то есть технических сортов, столовых — в три раза меньше. Из-за этого стране требуется свежий виноград, и его в основном закупают в Турции.

При этом и технических сортов винограда для производства напитков в России не хватает. Так, в 2015 году было импортировано 20 млн дкл виноматериалов. Столько же приехало зарубежного готового вина, в том числе и игристого.

В связи с тем что урожаи винограда не покрывают даже отечественной нужды, экспорт винограда из России незначителен. О вине так сказать нельзя: в 2015 году было продано 563 тыс. дкл на общую сумму 7, 2 млн долларов. Но такие результаты получены в основном за счёт экспорта крымского вина на Украину, и они всё равно несопоставимы с объёмами зарубежных рынков.

Согласно данным, указанным в Концепции, основные направления российского винного экспорта — Украина, Китайская Народная Республика, Абхазия и Беларусь. Без учёта торговли с Украиной потенциальный экспорт составляет 51 тыс. дкл.

Всего в России есть пять “винных” регионов — это Краснодарский край, Республика Дагестан, Ставропольский край, Ростовская и Крымская области.

Инфографика: © L!FE

Как можно увидеть, самым плодовитым является Краснодарский край. И дело не только в огромной площади виноградников, но и в урожайности, а она на 19% выше средней по России.  И это несмотря на то, что в 2015 году винограда было меньше из-за холодов.

Как зарубежный виноград и вина будем вытеснять

А чтобы российского вина стало больше, в Концепции предлагаются десятки мер, которые учитывают интересы не только бизнеса, но и обычных виноградарей и виноделов.

Например, малому и среднему бизнесу могут помочь начать заниматься виноделием: для предпринимателей будут увеличены субсидии, с помощью которых можно заложить виноградник, а также им возместят до 30% денег, потраченных на необходимую технику. При этом подразумевается, что к 2025 году будет проще арендовать государственные земли, если, конечно, они будут использоваться “под виноград” и отнюдь не крупными игроками на рынке.

Вслед за бизнесом облегчение смогут почувствовать и кредиторы виноделов: если доходы бизнесменов будут неутешительными и у банка будет недостача, то государство поможет восполнить прореху в бюджете.

Кроме того, будут приняты меры для того, чтобы российское вино стало престижным: предлагается установить минимальную цену на продажу напитка за рубеж.

Все эти нововведения можно будет, к тому же, “нестандартно” использовать — например, давить виноград можно будет с привилегиями в Дальневосточном округе. Ведь “винный” концепт звучит более чем оптимистично — развивать виноградарство и виноделие предлагается в регионах, где такого отродясь не было. В общем, по всей России: возьмитесь — а там помогут. Как и организациям, которые занимаются решением проблем с урожайностью. Одна из поставленных задач футуристичного документа — помощь таким в Крымской области. Сейчас есть перебои с источниками пресной воды — и этот вопрос нужно снять.

Виноградарей и виноделов будут с пристрастием обучать (повышать их квалификацию пригласят зарубежных профессионалов) и проводить для них дегустации.

Возможно, это ещё одно звено в цепи шагов в популяризации винного дела в России. Ведь, как заявляется в концепте, население нужно привлечь к созданию авторского вина и разрешить ему на тематических ярмарках и фестивалях свою продукцию продавать. С поправкой, конечно: она должна производиться из отечественного винограда. Последнее стоит намотать на ус и тем, кто хочет делать из ягод не вино, а коньяк: ведь если бренди будет “русским”, то можно будет рассчитывать и на налоговые льготы.

И если всё будет складно, то, обращаясь к целям документа, можно представить, что в России появится свой мишленовский гид… Правда, по российскому вину. На так называемую винную карту России будет нанесены проверенные производители древнего напитка. Она станет основной туристических маршрутов для тех, кто хочет отправиться за вином “домой”, а не в далёкое Бордо.

Почему шансов на вино так мало  

Однако глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает, что ни один из предложенных в концепции сценариев не будет достигнут — всё упирается в деньги.

— Смысл концепции в том, что государство собирается за десять лет выйти на определённый уровень импортозамещения. Существует три варианта развития событий, и все связаны с финансированием. Нужны триллионы вложений, при этом государство вкладывает примерно 10%, а остальные заботы берёт на себя бизнес.

При этом Дробиз с грустью в голосе отметил, что даже если отечественного вина станет больше, его мало кто будет пить. Молодёжь выбирает другие напитки.

— У нас сейчас потребление вина в 3,5 раза меньше, чем в советский период. То есть нам нужно решать проблему не только импортозамещения, но и повышения культуры потребления алкоголя за счёт роста использования винодельческой продукции. Каждый год потребление винных напитков снижается на 2%, — рассказал Дробиз. — Во всех странах отмечается спад употребления вина и пива, другой слабоалкогольной продукции, в том числе и за счёт роста продаж крепких напитков и нелегального спиртного. Вроде бы и нужно государству стимулировать виноделов, чтобы они вкладывали деньги, но нет пропаганды вина как продукта. Никто не занимается развитием виной культуры. 

В свою очередь, президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович и один из разработчиков концепции полагают, что все упомянутые в документе меры будут действительно способствовать экспорту вина за рубеж.

— Сейчас экспорт составляет около 1–2% от общего объёма производства продукта в стране. Но он будет расти: те страны, которые потребляют вино, заинтересуются и нашим, которого станет больше. А поначалу будем поставлять туда, куда сможем. Всё-таки на этом рынке очень большая конкуренция.

Роксана Аветисян

Источник: “Life”

Ранее

ВЦИОМ: россияне стали меньше бояться безработицы

Далее

Шойгу рассказал о сдерживающем факторе вместо ядерного оружия

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru