Уравнение века: за что и как больше столетия боролись российские феминистки

Светлана Айвазова, главный научный сотрудник Института социологии РАН и автор монографии «Русские женщины в лабиринте равноправия», об истории женского движения

348630

В год столетия русской революции будет много споров о том, каково ее значение для истории и была ли она благом для страны с названием Россия. Одно несомненно: жизнь женщин этой страны она изменила окончательно и бесповоротно.

Заложницы мифа

Первичное разделение труда надолго поставило женщину в зависимое от мужчины положение. Самое ценное качество, данное женщине, — способность воспроизводить жизнь — оказалось главной причиной дискриминации слабого пола. За мужчиной закреплялось право на «внешнюю деятельность», за женщиной — обязанности по обустройству дома. Такое распределение ролей освятили мифы о «тайне пола», культивируемые ветхозаветным учением и античной философией. «Женщина при таком подходе — существо не только подчиненное, но еще и весьма подозрительное, — резюмирует политолог, главный научный сотрудник Института социологии РАН Светлана Айвазова, автор монографии «Русские женщины в лабиринте равноправия» (М., 1998). — Раз в месяц она больна, а любые контакты с ней опасны. В ее присутствии превращается в уксус вино, скисает молоко, увядают цветы, опадают листья, гибнет урожай. Она поглотитель энергии [мужчины], плакальщица на его похоронах, олицетворение хаоса, прорицательница, медиум, гадалка».

Миф о «тайне пола», воспетый Пифагором, Аристотелем, Платоном, в разных вариациях воспроизводится впоследствии на каждом витке истории. «Декларация прав женщины и гражданки» Оливии де Гуж, утверждавшая: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти и на трибуну», и Гражданский кодекс Наполеона, объявивший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой мужа, стали границами, в которых женщина искала свою социальную идентичность. Эти поиски в XIX веке стимулировал капитализм, узаконивший массовый наемный труд женщин. К началу ХХ века за гендерное равноправие и облегчение страданий женщины в Европе и США борются суфражистки, социалистки, радикальные феминистки и феминистки-христианки. Но в их борьбу вмешивается все тот же патриархальный миф: мужчины-политики видят в женщине гражданскую несостоятельность, отягощенность материнством, импульсивность. Женщина на митинге, по их мнению, трудно контролируема и опасна, от женской толпы всегда исходит угроза коллективного психоза.

Первый съезд

В России революция 1905 года вывела на новый уровень женские движения, ранее выступавшие только за доступ женщин к труду и высшему образованию. Реакцией на дискриминационные избирательные законы 1905 года стало появление женских организаций, выдвигающих политические требования, а также первых феминистских журналов — «Союз женщин» и «Женский вестник». Крупнейшим событием в истории российского женского движения стал созыв 10–16 декабря 1908 года Первого всероссийского женского съезда. Съезд готовился шесть лет и поставил вопрос об ответственности всех граждан страны — и женщин, и мужчин — за развитие России по демократическому пути. Несмотря на попытку раскола движения пролетариями во главе с Александрой Коллонтай, идеи, выдвинутые на форуме, определили направление деятельности российских феминисток на десятилетие. За это время им удалось добиться рассмотрения в Думе вопросов об участии женщин в земских выборах и о проживании женщин отдельно от супругов без утраты прав на общесемейное имущество. Точку в предоставлении гражданских прав и свобод поставили декабрьские декреты 1917 года. Отныне женщины получали право на детей и имущество при расторжении брака, право свободно выбирать профессию и место жительства, образование, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. Парадоксальным образом эти же декреты объявили деятельность всех феминистских организаций незаконной.

Товарищ женщина

Уже в первые годы политика советского государства определяет материнство как вторую «социалистическую обязанность» наряду с первой — трудиться наравне с мужчинами. Чтобы ускорить включение женщин в социалистический труд, легализуется право на аборт, а «Кодекс законов о браке, семье и опеке» отныне говорит о гражданском браке как о законном союзе, который предельно легко заключить и расторгнуть. Такое «решение женского вопроса» лишь усложняет положение женщин, расшатывает семью и сокращает рождаемость. К 1930 году перед государством встает вопрос принятия контрмер. Соответствующие постановления ЦИК и СНК СССР не заставили себя ждать. С 1936 по 1944 год был вновь введен запрет абортов, признана обязательной регистрация брака, усилена уголовная ответственность за неплатеж алиментов. Военное время ускорило реформу образования: с 1943 по 1954 год мальчики и девочки обучались раздельно. Из первых школа готовила воинов, из вторых — матерей воинов. Право на прерывание беременности женщины получили лишь в 1955 году, а к обсуждению вопросов партнерских отношений в семье общество вернулось лишь в связи с Конституцией 1977 года.

Шесть номеров «Марии»

В 1979 году в рамках диссидентского движения возрождается и феминистское. В самиздате готовится к выпуску альманах «Женщины и Россия», авторы которого настаивают на том, что «женский вопрос» в СССР не решен. Альманах ждет печальная участь. Его тираж на выходе арестован КГБ, издатели альманаха Татьяна Горичева, Наталья Малаховская и Татьяна Мамонова вынуждены эмигрировать. Другие авторы материалов признают себя «антисоветчиками» под угрозой лишения их детей. На смену арестованному альманаху ненадолго пришел журнал «Мария», основой философии которого стали одновременно феминистские и христианские ценности. Три из шести номеров журнала вышли за рубежом. В ряду тем, поднятых журналом, протест против войны в Афганистане. Именно на основе «Марии» и ее редакции возник первый советский феминистский клуб.

Прорыв во власть

Новый всплеск активности феминистского движения в России пришелся на 1990-е годы. К 1998 году Министерством юстиции зарегистрировано более 600 женских объединений.  На повестке дня стояли такие вопросы, как преодоление негативных для женщин последствий реформ, борьба с дискриминацией женщин на рынке труда путем их переподготовки, поддержка малообеспеченных семей. Немногочисленные организации  развивают и поддерживают женское предпринимательство. На политической арене появляются значимые женские фигуры: Нина Андреева, Валерия Новодворская, Галина Старовойтова, Казимира Прунскене.

В декабре 1993 года впервые в истории страны женская партия вышла на выборы и добилась успеха. «Женщины России» получили 8,13% голосов и сформировали в Государственной Думе свою собственную фракцию. В нестабильных политических условиях после расстрела Белого дома часть избирателей сделала ставку на базовые ценности: мир, материнство, стабильность. По данным Московского центра гендерных исследований, в 1993 году в списках кандидатов в депутаты от различных избирательных блоков женщины составляли 7%, а в 1995 году — уже 14%. Это стало гораздо более значимым итогом, чем сама работа фракции в Думе.

История российского феминизма сегодня позволяет сделать ряд важных выводов. Предрассудки не устраняются в одночасье. Гражданское общество не вводится декретами и указами. Практика цивилизованной социальной жизни подготавливается многолетней работой, в том числе и деятельностью феминистических движений.

Служение или обслуживание?

После 2000 года частичное возвращение консервативной идеологии, заявления государственных чиновников и иерархов православной церкви постоянно актуализируют тему защиты прав женщин. Феминистское движение начинает активно использовать такие инструменты, как социальные сети и акционизм. С 2011 по 2016 год сетевые феминистские сообщества инициировали протестные кампании — по борьбe с исключением абортов из полиса ОМС, флешмобы в поддержку жертв насилия и против нарушения медицинской этики в роддомах. С 2010 года ежегодно вручается премия Рунета «Сексист года», которой могут быть удостоены не только мужчины, но и сами женщины, отрицающие свои права. В то же время выступления Pussy Riot, прошедшие под лейблом феминизма, остро поставили вопрос о независимости движения и возможном обслуживании им интересов различных политических группировок.

Ирина Каширина

Источник: “Forbes”

Ранее

Рубль обрушится через неделю: из США пришла сланцевая угроза

Далее

В сирийском Тартусе весной начнутся работы по модернизации пункта ВМФ

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru