Кто зарабатывает на программе по демонтажу «хрущевок» в Москве?
Московские власти хотят освободить городское пространство от панельных пятиэтажек до 2018 года. В Госдуму даже внесли новый законопроект: скоро жители сносимых домов не смогут отказать от вариантов, предложенных чиновниками. Анастасия Хлопкова побывала в домах, идущих под снос уже в 2017 году, и выяснила, как зарабатывают на программе по сносу панельных пятиэтажек строительные и управляющие компании.
Сносный заработок
В Южном Медведкове в панельной пятиэтажке на улице Полярной каждый вечер в некоторых квартирах зажигается свет, и в окнах мелькают силуэты людей. На веревках сушится чье-то белье. По документам пятиэтажка практически расселена, прежние собственники квартир переехали в новостройки.
Двери в подъездах закрыты – зайти внутрь можно только с ключом домофона. Обитатели «хрущевки под снос» спешно закрывают за собой дверь, о сносе здания говорить не хотят. Только немногие соглашаются общаться с журналистами.
«Дом признали аварийным еще в 1989 году. Должны были снести в 2009 году. Но только в прошлом году нам пришло уведомление о том, что нам предоставят новое жилье. Соседи уже получили квартиры в этом районе. А меня не устроил тот вариант, который нам предложили: живу с сыном, мы хотели получить две разные квартиры. Теперь ждем решения суда», – рассказывает Александр.
Иногда судебные разбирательства с собственниками жилья затягиваются на несколько лет. Сейчас российские чиновники планируют лишить людей права выбора нового жилья. 10 марта в Госдуму внесензаконопроект, в котором прописано: если владелец квартиры не соглашается на государственные варианты, его принудительно переселят в выбранное жилье через суд.
Дом нельзя сносить до тех пор, пока все жильцы не переедут на новое место жительства. А пока идут судебные разбирательства, некоторые успевают на этом заработать. Например, дом на Полярной, 5 власти собираются снести в 2017 году. Несмотря на это, половина квартир в здании заняты новыми постояльцами: «Люди съехали и ключи от своих квартир отдали в ЖЭК. Они и запустили сюда квартирантов», – говорит Александр. По словам самих квартирантов, съехать никто не требовал. Комнату здесь можно снять за 20 тыс. рублей.
Похожий дом с незарегистрированными жильцами находится на углу улиц Полярной и Дежнева. Сразу и не скажешь, что в пятиэтажке кто-то живет: в подъездах нет дверей, в некоторых квартирах выбиты окна. Один из подъездов завален кучей бытового мусора и старой мебелью.
«Уважаемые жильцы (сотрудники ГБУ «Жилищник района Южное Медведково»), уважайте пожалуйста: труд дворника, который не должен выносить за вас пакеты с личными отходами, других жильцов подъезда (мы задыхаемся от мусорного запаха). Вынос мусора на лестничную площадку, козырек над входом в подъезд, наваливание мусора около подъезда может повлечь привлечение к административной ответственности» (грамматика сохранена). Белоснежный лист с объявлением, наклеенным на окно, сильно выделяется на фоне грязного подъездного стекла.
Через час на улице стемнеет, а полузаброшенная «хрущевка» оживет – в подъездах и квартирах загорится свет. Строители, работающие рядом с домом, рассказывают, что управляющая компания поселила туда своих дворников из Таджикистана.
Территорию по-соседству, где ведется снос старых и строительство новых домов, обнесли забором.
«Сначала мы тут снесем, а потом построим дома, в них переселят людей. Потом на Бабушкинскую перейдем работать. А так на этом участке работаем десять лет», - говорит строитель Владимир.
На баннере дома на улице Полярной написано – новые дома появятся уже в этом году.
Театральный подход
Панельные пятиэтажки появились в Москве в 60-е годы XX века. Их возвели по технологиям известного инженера-строителя Виталия Лагутенко. Строить их было быстро и дешево – это и было их главным достоинством.
По задумке архитектора Виталия Лагутенко, панельные пятиэтажки должны были снести через 25 лет. Аварийными их признали только спустя полвека, а сносом активно начали заниматься в 2006 году при мэре Юрии Лужкове. До 2011 года сроки окончания городских программ неоднократно переносились. Традицию по сносу «хрущевок» продолжил уже новый мэр Москвы Сергей Собянин: в 2011 году в Москве запустили программу «Жилище», по которой за три года планировалось освободить городское пространство от старых пятиэтажек. Сейчас в Москве осталась всего 71 «хрущевка». Последний этап сноса закончится в 2018 году.
Строительство новых домов осуществляется за счет бюджетных средств и соинвесторов. В документе 2012 года «Совмещенный график жилищного строительства, отселения и сноса пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения» указаны два основных инвестора – ООО «Юнинетстрой» и ЗАО «Кунцево-Инвест».
Компания «Юнинетстрой» создана в 2009 году. За время работы компания заключила госконтрактов на 377,1 млн рублей. У нее три учредителя: Маргарита Казакова, Александр Склянкин и ЗАО «Культурный центр “Союз театральных деятелей РФ”», специализируется по аренде и управлению недвижимостью. «Союз» принадлежит «Фалкондэйл Девелопментс Лимитед» (Британские Виргинские Острова) и общественной организации «Союз театральных деятелей РФ».
С 2012 по 2013 годы «Юнинетстрой» заключило с Департаментом строительства Москвы четыре контракта на услуги по управлению проектами, связанными со строительством зданий и сооружений. Общая сумма контрактов – 212,5 млн рублей.
ЗАО «Кунцево-Инвест» появилось в 1994 году. Сейчас у компании шесть учредителей, среди которых ЗАО «Промторгцентр» (имеет долю в телекомпании АО «ТВЦ»), ЗАО «Ламинея» и ООО «Нотрис». Три эти фирмы в январе 2017 года приобрела компания Владимира Евтушенкова АФК «Система». Как пишет «Коммерсантъ», с этим приобретением «Система» увеличила свою долю в МТС-Банке практически почти до 100%. Но с этим же приобретением «Система» получила 51% от доли «Кунцево-Инвест».
Ход Евтушенкова
Бизнесмен Владимир Евтушенков считается одним из богатейших россиян, его состояние оценивается в $9 млрд. Ему принадлежит крупная российская финансово-промышленная группа АФК «Система».
Еще в 2013 году бизнесмен Евтушенков заинтересовался строительными компаниями, принявшими участие в программе мэра Собянина по ликвидации «домов Лагутенко» в Москве. В тот год появилась информация: АФК «Система» договорилась о покупке контрольного пакета «Москапстроя» с его акционерами.
«Москапстрой» – крупнейшая инжиниринговая компания, в документах по сносу «хрущевок» часто проходит как заказчик строительных работ. Кроме того, «Москапстрой» в 2016 году занималась проектированием медицинского центра в Крыму. Федеральное финансирование этого проекта составляет 9 млрд рублей. «Москапстрою» принадлежат ЗАО «ТУКС №2», а также доля в ЗАО «УКС», ООО «РеалПрофГрупп» и имеет связь с «Центр-инвест» (до 2016 года принадлежала структуре «Москапстроя»). Все эти компании получили контракты по программе сноса пятиэтажек.
Компании, имеющим основные доли в «Кунцево-Инвест», «Система» Евтушенкова приобрела в 2017 году. Но аффилированные с ним люди уже несколько лет владели активами «Кунцево-Инвест» – ЗАО «Ламинея» и ООО «Нотрис».
Основная доля в «Ламинея» с 2002 года принадлежала Олегу Щербакову – бывшему вице-президенту по корпоративной собственности в дочерней компании «Системы» – АО «Ситроникс». В 2011 году СМИ писали: Олег Щербаков с 2005 года стал бизнес партнером жены президента «Сбербанка» Германа Грефа Яны Головиной.
«Нотрис» до конца 2016 года принадлежала сотруднику Евтушенкова Сергею Дроздову. С 2011 года Дроздов стал старшим вице-президентом АФК «Система» (отвечал за корпоративное управление), в 2013 году вошел в Совет директоров ОАО «МТС». В 2014 году Дроздов стал фигурантом уголовного дела по приватизации «Башнефти», и скрылся за границей.
Ротенберг и снос
Одним из ключевых подрядчиков «большого сноса» оказалась АО «Холдинговая компания «ГВСУ «Центр». Эту строительную организацию учредило Министерство имущественных отношений РФ. В структуру холдинга входят шесть промышленных предприятий и пять строительных организаций. В 2015 году председателем совета директоров «Центра» избрали Бориса Ротенберга. Сразу после этого компания выиграла 12 госаукционов на подрядные работы по строительству домов и разработку проектно-сметной документации у Управления гражданского строительства Москвы. Общая сумма контрактов – 5 млрд рублей.
Судя по перечню подрядчиков, случайных компаний в программе Сергея Собянина не оказалось. Так, АО «Терра Аури» принадлежит директору Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Андрею Белюченко (назначен в 2014 году). Чиновник и раньше совмещал госслужбу с бизнесом: он руководил Управлением гражданского строительства, когда в 2013 году его фирма заключила с управлением контракт на 5,3 млрд рублей.
Бывший партнер по бизнесу Белюченко Денис Бородако с 2015 года вошел в объединение «Группы Родина», президентом которой значится Антон Винер – пасынок Алишера Усманова. Винер с Бородако и еще одним партнером Владимиром Щекиным учредили в 2016 году ООО «Родина Управление Проектами». Они получили крупные контракты от правительства Москвы, Управления президента и ВТБ, в том числе и на стройку к Чемпионату мира по футболу.
Хорошие связи и у строительной компании ООО «Эскиз», занявшейся строительством жилья эконом-класса вместо снесенных «хрущевок». На сайте фирмы перечислены основные заказчики их услуг: Управление делами президента РФ, Правительство Москвы, Правительство Санкт-Петербурга, Минобороны, Министерство внутренних дел, ФСБ РФ.
Строительная компания «Эскиз», судя по арбитражным делам, плохо справлялась с заказами. В сентябре 2016 года в суд обратилось Управление гражданского строительства Москвы и потребовало взыскать неотработанный аванс в 4,6 млн рублей. По договору «Эскиз» должен был выполнить подрядные работы по строительству жилого дома с инженерной подготовкой территории на Огородном проезде, 19А.
В суд в 2015 году пошел городской Департамент строительства. Чиновники просили аннулировать договор от 2011 года и взыскать с компании 64 млн рублей. «Эскиз» должен был построить к 2014 году жилой дом в Куркино, но ничего сделано так и не было.
С некоторыми компаниями московские чиновники перезаключают договора и продлевают сроки Например, ЗАО «УКС» (принадлежит «Москапстрою») сдвинули сроки с 2011 года на 2015 и 2017 годы.
Справятся ли в этот раз строительные компании – не известно. Но уже ясно, что в проекте реновации кварталов пятиэтажек будут участвовать «свои» люди московского правительства – даже если до этого они не справлялись.
Источник: “Russian Gate”