Среди них оказались HSBC, Royal Bank of Scotland, Lloyds, Barclays и Coutts
HSBC, Royal Bank of Scotland, Lloyds, Barclays и Coutts оказались среди 17 британских банков, через которые российские злоумышленники, связанные с правительством России и ФСБ, «отмыли» около $740 млн, пишет The Guardian. Теперь к банкам появились вопросы: знали ли они о международной схеме и почему не остановили подозрительные транзакции.
Из документов, которые изучила The Guardian, следует, что за период с 2010 по 2014 г. из России было выведено по меньшей мере $20 млрд, но сумма может достигать и $80 млрд, считают следователи.
Один высокопоставленный человек, участвующий в расследовании, заявил изданию, что деньги из России были «определенно украдены либо получены другим преступным путем». Следователи по-прежнему стараются выяснить, кто из богатых и влиятельных россиян стоит за операцией, которую The Guardian называет «Всемирной прачечной» (Global Laundromat). Они считают, что в схему были вовлечены около 500 человек, среди которых олигархи, московские банкиры и люди, работающие в ФСБ или близких к ней структурам, пишет газета.
Документы, связанные со «Всемирной прачечной», были получены Центром по исследованию коррупции и оргпреступности (OCCRP) и «Новой газетой» из источников, пожелавших остаться анонимными, отмечает The Guardian. В документах содержится подробная информация примерно о 70 000 банковских операций, из которых 1920 прошли через британские банки и 373 – через американские.
Согласно данным, через британские банки и офисы иностранных банков в Лондоне было переведно $738,1 млн в ходе сделок, «вероятно, с участием криминальных денег из Москвы», отмечает The Guardian. Большая часть денег, по данным газеты, была проведена через HSBC – $545,3 млн, в основном через филиал в Гонконге. Через Royal Bank of Scotland, на 71% принадлежащий британскому правительству, прошло $113,1 млн, через Coutts, принадлежащий RBS, – $32,8 млн, в основном через офис в Цюрихе. Coutts намерен завершить деятельность в Швейцарии, в прошлом году банк был оштрафован за «отмывание денег, но по другому делу». Также транзакции осуществлялись через Standard Chartered ($28,6 млн), UBS ($7,8 млн), Barclays ($2,5 млн) и ING ($2,4 млн), отмечает газета. В статье упоминаются и американские банки, через которые было переведено более $63,7 млн, в частности Citibank ($37 млн) и Bank of America ($14 млн).
The Guardian связалась со всеми этими банками. Никто из них не стал отрицать подлинность данных, но все настаивают, что у них строгая политика по противодействию легализации доходов.
Кроме того, по данным газеты, в схеме участвовали британские компании: Seabon Ltd., принимавшая участие в сделках на $9 млрд и ликвидированная год назад, и Ronida Invest, участвовавшая в сделках на $6,4 млрд. Прокуроры в Восточной Европе утверждают, что обе фирмы созданы для мошеннических целей.
В международную схему были вовлечены 19 российских банков, пишет газета, в частности Русский земельный банк (РЗБ), членом совета директоров которого в то время был двоюродный брат Владимира Путина Игорь Путин. РЗБ лишился лицензии в марте 2013 г. за нарушения антиотмывочного законодательства и сомнительные сделки в крупных объемах. По данным следователей, через счета в РЗБ было переведено около $9,7 млрд на счета молдавского Moldindconbank, а затем денежные средства были переведены в Trasta komercbanka в Риге.
Одним из приобретателей акций банка выступил банкир Александр Григорьев, который впоследствии был задержан сотрудниками ГУЭБиПК МВД по подозрению в организации преступного сообщества по незаконному обналичиванию и выводу денежных средств за рубеж. Источники сообщили OCCRP, что Григорьев был связан с ФСБ.
Банкиры за решеткой
В июле 2010 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) слишком мягко (на $75 млн) оштрафовала Citigroup за сокрытие информации о наличии на балансе проблемных ипотечных ценных бумаг на $55 млрд, сделала вывод FCIC. В 2007 г. финансовый директор и руководитель по связям с инвесторами Citigroup обнародовали сумму проблемных активов лишь на $13 млрд. Тогдашние гендиректор Чарльз Принс (слева) и председатель совета директоров Роберт Рубин были в курсе реальных проблем, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные FCIC.
Принс и Рубин могли быть «напрямую или косвенно» виновны в предоставлении неверной информации, считала FCIC. «Упомянув только финансового директора и руководителя по связям с инвесторами, SEC, по-видимому, возложила вину на тех, кто представляет позицию компании, а не определяет ее», — сказано в документах.
Бывшие гендиректор Merrill Lynch Стэнли О’Нил (на фото) и финансовый директор Джеффри Эдвардс, возможно, нарушили федеральное законодательство о ценных бумагах, введя инвесторов в заблуждение по поводу ипотечных ценных бумаг, считают в FCIC. По данным комиссии, в 2007 г. оба топ-менеджера сделали неверные заявления об операциях с этими бумагами. О’Нил также неоднократно отказывался отвечать на вопросы аналитиков.
В 2013 г. Bank of America, который к тому моменту уже владел Merrill Lynch, согласился заплатить $131 млн для урегулирования обвинений SEC о продаже инвесторам высокорискованных ипотечных ценных бумаг. В 2014 г. банк договорился выплатить рекордные $16,65 млрд для урегулирования аналогичных претензий минюста США.
В мае 2010 г. минюст решил не предъявлять обвинения Джозефу Кассано (слева), руководителю подразделения деривативов AIG, из-за операций которого с ипотечными ценными бумагами компания чуть не обанкротилась. Отчасти власти приняли такое решение, поскольку Кассано раскрыл информацию о некоторых корректировках в отчетности гендиректору AIG Мартину Салливану и финансовому директору Стивену Бенсинджеру, сказано в документах FCIC.
По мнению FCIC, предъявлять обвинения следовало Салливану и Бенсинджеру. Но Салливан дал показания, что не помнит предупреждений Кассано, а у властей не было достаточно доказательств осведомленности топ-менеджеров, говорят источники WSJ.
Минюст США до сих пор проводит расследование в отношении UBS. В 2006–2007 гг. банк сообщил инвесторам, что «некоторое число» ипотечных кредитов, которыми обеспечены ценные бумаги, не соответствует стандартам. Но этому предшествовало пять страниц с разъяснениями критериев, отметила FCIC. На самом деле субстандартных кредитов было «значительное» количество, и, таким образом, UBS ввел инвесторов в заблуждение, пришла к выводу FCIC. Американская прокуратура в этом году может потребовать возбудить дело против UBS, сообщает WSJ.
Исландия — одна из наиболее пострадавших стран от финансового кризиса 2008 г. и единственная, где банкиры сели в тюрьму из-за своей роли в нем. До кризиса Kaupthing Bank был ведущим частным банком Исландии. В сентябре 2008 г. его гендиректор Хрейдар Мар Сигурдссон (в центре) и председатель совета директоров Сигурдур Эйнарссон объявили о покупке 5,1% акций Kaupthing членом катарской королевской семьи. Позже выяснилось, что при этом инвестор получил от банка кредит в размере $280 млн на покупку его же акций. Kaupthing обанкротился в октябре 2008 г., а из его активов был создан Arion Bank. Активы Kaupthing и двух других крупнейших банков, также обанкротившихся, перед кризисом в 10 раз превышали ВВП Исландии, составлявший $17,5 млрд.
Сейчас Сигурдссон и Эйнарссон находятся в тюрьме Kviabryggja, расположенной в пустынной местности на берегу одного из западных фьордов Исландии. В 2013 г. они, а также бывший руководитель люксембургского подразделения банка и один из его главных акционеров получили до пяти с половиной лет лишения свободы по обвинениям в мошенничестве и рыночном манипулировании акциями Kaupthing. Заключенные топ-менеджеры проводят время в тюрьме по-разному, в том числе и обучая своих сокамерников математике и экономике. Всего по итогам кризиса в Исландии осуждено 26 банкиров и финансистов, сообщает Bloomberg.
Анастасия Агамалова
Источник: “Ведомости”