Продуктовые войны с Анкарой обойдутся РФ минимум в 670 млн долларов
Наше зерно, кукуруза, горох, подсолнечное масло теперь не смогут легко попадать на турецкий рынок. Власти этой страны «заморозили» ввоз этих продуктов из России. Продуктовые войны с Анкарой обойдутся РФ минимум в 670 млн долларов.
Российским экспортерам теперь придется ломать голову, что делать с предназначавшимися для Турции 1 млн тонн пшеницы, 400–700 тыс. тонн кукурузы, 100–200 тыс. тонн подсолнечного шрота и 250–350 тыс. тонн подсолнечного масла.
Проблемы возникли после того, как правительство РФ огласило расширенный перечень разрешенной к продаже в России турецкой сельхозпродукции. Напомним, что ее ввоз был запрещен после инцидента в небе Сирии с российским Су-24.
После официальных извинений турецкой стороны в октябре прошлого года Россия сначала сняла запрет на импорт апельсинов, мандаринов, абрикосов, персиков и слив. А 9 марта этого года отменила ограничения и на поставки лука, цветной капусты, капусты брокколи, соли, жевательной резинки и гвоздик. Но этого Анкаре показалось мало. Она рассчитывала, что в список разрешенных попадут также помидоры, огурцы, яблоки и груши, но Минсельхоз РФ объяснил, что в последние годы наши аграрии с производством этих продуктов справляются сами.
И тогда Турция решила показать, что у нее тоже есть рычаги влияния. С 15 марта она исключила Россию из числа стран, имеющих право на беспошлинный импорт ряда сельхозтоваров, и ввела повышенную пошлину в 130%. Прилетевшая с Босфора новость сделала российские зерновые и масла не конкурентоспособными.
В Союзе экспортеров Стамбула заявили, что введенные ограничения будут действовать до тех пор, пока Россия полностью не снимет запрет на импорт турецких продуктов.
Россия делает вид, что потеря одного из постоянных покупателей зерновых и масленичных культур не критическая. Глава Минсельхоза Александр Ткачев заверил, что страна хоть и потеряла второго по величине импортера пшеницы (больше Турции ее покупает только Египет), замена ему найдется быстро. Мол, есть еще страны Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Действительно, в тройку крупных импортеров сейчас входит Бангладеш, наращивает импорт по зерну и Нигерия. Но, по данным «Совэкона», Северная Африка, Ближний и Средний Восток с марта начинают свертывать закупки импортной пшеницы в преддверии поступления нового урожая, а Бангладеш сокращает импорт третий месяц подряд. Даже от Вьетнама и Таиланда, до декабря закупавших у нас пшеницу, заявок пока нет.
«Хотя основной объем российского экспорта в Турцию уже состоялся, потеря крупного импортера негативно отразится на объемах всего российского экспорта сельхозпродукции, — считает директор департамента социальных и маркетинговых исследований Центра политической конъюнктуры Алексей Харь. — Возможные потери России из-за введения Турцией высоких пошлин в декабрьских ценах могут составить по пшенице 527 млн долларов, а по кукурузе 150 млн долларов».
Елена Хакимова
“Новый вторник”