Кушайте, пожалуйста!

Подделки, которые нам все чаще подсовывают под видом качественных продуктов, могут вызвать в стране если не раковые, то роковые последствия.

3

Теме безопасности продуктов питания «НВ» уделяет постоянное внимание. На многие вопросы я хотел получить ответы 24 июня на заседании Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования, обсуждавшего меры по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью.

Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, открывая заседание, с горечью признала: «Мы как-то незаметно начинаем привыкать к сенсационным разоблачениям по поводу продаж фальсифицированных и просроченных продуктов… К документальным кадрам о чудодейственном влиянии марганцовки на синих птиц в универсамах… Это категорически недопустимо! Нельзя спокойно относиться к массовым отравлениям населения, особенно, если речь идет о детях!.. Это уже серьезная социальная проблема, которую нужно решать… Выступайте по существу».

Послушаем, что говорили просвещенные спецы. Я много раз внимал речам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Он бесстрашен (до сих пор в памяти его слова на прошлогоднем заседании аграрного комитета Госдумы: африканская чума свиней — это иностранная диверсия), но иногда так витиеват… Сегодня был четок:

— ГМО — особая тема контроля, — отметил главсанврач России. — Но нужно понимать, что в использовании ГМО есть ненарочитые и нарочитые риски. Поэтому в России действуют шесть индикативных показателей, по которым идет контроль безопасности ГМО растительного происхождения, в Евросоюзе — четыре, в США — три. То есть мы изначально взяли более высокую планку анализа в этой ситуации… Мы говорим, что сегодня система ВТО устарела и нужно принципиальные подходы менять. У России есть наработки, которые могли бы быть учтены в международных стандартах. Необходимо совершенствовать российское законодательство в части проверок качества продуктов питания.

Все верно, но на деле… Замминистра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков акцентировал: «Минсельхоз целенаправленно борется с недобросовестным применением пальмового масла в пищевой отрасли, в том числе в масложировом и молочном регламентах. При этом, несмотря на все попытки, нам не удалось отстоять в качестве стандарта использование заменителей молочного жира других, кроме тропического, масел. Теперь вот предлагают зарегистрировать стандарт и начать выпуск… «масло сливочное растительное», чтобы окончательно запутать потребителей».

Здесь, конечно, Минсельхоз допустил слабину, и В. Матвиенко справедливо рекомендовала аграрному ведомству «показывать зубы». Как я понял — в отношении лоббистов сомнительных и вредных масел.

В дискуссии приняли участие сенатор В. Плотников, руководитель Россельхознадзора С. Данкверт, директор НИИ питания РАМН В. Тутельян и другие эксперты. Каждый нес свою правду. Замминистра здравоохранения РФ Игорь Каграманян указал на высокие риски фальсификации пищевой продукции, частое использование неразрешенных пищевых красителей и других вредных добавок и высказался за значительное усиление системы контроля. Член СФ Николай Кондратенко, как всегда, рубил правду-матку: «Надо кричать: мы травим свой народ импортной трансгенной продукцией. Тот, кто отменил ГОСТы — враг народа. Мутации гена непредсказуемы. Я был в Германии на одном из заводов, и мне там с удивлением сказали: интересные вы, русские, у нас закон запрещает трансгенные продукты, а вам под диктат США везут сотни тысяч тонн сои из Южной Америки, которую вы тут же суете в колбасу и отдаете детям»!

Все шло своим чередом, но я увидел ерзающего в нетерпении директора ВНИИ сельскохозяйственной биотехнологии Россельхозакадемии Петра Харченко.

— Мы — то, что едим, — заявил ученый. — Сегодня мы боремся с ветряными мельницами. Что опаснее: ген, устойчивый к тем или иным заболеваниям, или химия (удобрения на полях)? Не наступаем ли мы на прежние грабли, когда в 1948 году загубили генетику? За 25 лет Израиль в 17 раз увеличил сельхозпроизводство, благодаря гербицидам, классической генетике и генной инженерии. Все институты в Европе ведут работы в этом направлении. Нам необходимо продолжить фундаментальные исследования ГМО.

Как видим, в вопросе ГМО у научного сообщества пока нет единства. Поэтому спикер СФ В. Матвиенко предложила законодательно обеспечить в России единую систему контроля производства и оборота продовольствия — от удобрений, семян, кормов для животных до пищевых продуктов и утилизации отходов. По ее мнению, потенциально опасные товары не должны попадать на стол наших граждан…Наказанием же недобросовестному производителю должны быть не только штрафные санкции, но и полный запрет на дальнейшую работу в этой сфере… Любая оплошность, подытожила разговор Валентина Матвиенко, может иметь если не раковые, то роковые последствия.

Совет, в частности, рекомендовал Правительству РФ, Совету Федерации разработать и внедрить в практику более совершенные системы оценки безопасности и риска за пищевой продукцией, получаемой с использованием современных био- и нанотехнологий.

Я же, пожалуй, заведу фазенду, буду выращивать свой лучок и помидор или пользоваться услугами эко-фермеров.

Александр РЫБАКОВ

спецкор «НВ»

NB!

По данным Общенациональной ассоциации генетической безопасности и российского Гринпис, все 12 крупнейших международных пищевых корпораций (Юнилевер, Данон, Нестле, Марс, Кока-Кола, Пепсико и т.д.) поставляют в Россию не менее 80 пищевых ГМ-продуктов. Сегодня ГМ-продукты в Россию официально поставляют более 50 фирм, и объем поставок составляет свыше 500 тыс. тонн ежегодно. По сведениям Института питания РАМН, трансгенные соя и кукуруза присутствовали в 61 продукте (муке, колбасах, напитках, пищевых добавках и даже в детском питании), в итоге: 30–50% заболеваний россиян связаны с нарушениями питания. Ежегодные потери от болезней органов пищеварения приносят государству ущерб до 1512,74 млрд. рублей.

Ранее

Частная жизнь гражданина

Далее

Прощание с РАН

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru