«Креативный класс» окончательно заменил собой интеллигенцию.
К этому выводу пришли социологи, проанализировав структуру российского общества. Теперь место «высоколобых», которые рассуждают в соцсетях, а иногда и на площадях о судьбах России, привилегия нового социального слоя – «креативного класса».
Интеллектуалы «третьего сорта»
О появлении креативного класса в России всерьез заговорили после первых митингов. Как еще назвать людей разного материального достатка, положения, возраста и профессий, но объединенных любовью к Фейсбуку и желанием сделать мир лучше? Средний класс не подходит — уровень достатка разный, интеллигенция тоже — не все защитили диссертации. И термин «креативный класс» пришелся как нельзя кстати.
Фонд Общественного мнения провел опрос среди россиян, знают ли они о существовании «креативного класса» и кто, по их мнению, может быть к нему причислен. Результаты подтвердили устоявшуюся за годы перестройки закономерность. О том, что происходит в умах московской интеллектуальной элиты, не знает более 80% россиян. 15% – «что-то слышал», и только 2%, которые, очевидно сами себя к нему причисляют, дают довольно расплывчатое определение этой новой социальной прослойке.
Чаще всего россияне под креативным классом понимают творческих людей, с нестандартным мышлением. Нередко креативный класс выделяют по экономическим и политическим основаниям: «наиболее влиятельные люди», «богатые люди», «это успешные люди, например из шоу-бизнеса». Отличительным качеством этого класса, по мнению некоторых, является стремление к улучшению и модернизации. Но встречалось и негативное отношение: «раковая опухоль государства, которая ничего не производит», «это люди третьего сорта».
Однако, если обратиться к определению, которое дал создатель термина Ричард Флорида, к «кретативному классу» относятся все трудящиеся, чей способ производства основывается на комплексных знаниях и самостоятельных решениях. Меньшая их часть – те, кто «полностью вовлечен в творческий процесс»: люди искусства, инженеры, ученые, сотрудники медиа, словом, все те, для кого инновации составляют самую суть производства. Большая часть – те, кто нуждается в знаниях и создает смыслы, но не всегда является инноватором. Это врачи, учителя, юристы, финансисты и управленцы. В общей сложности, к креативному классу Флорида относит не менее 30% трудящихся США по состоянию на 2011 год.
В России же определение и признаки «креативного класса», как, в общем-то, и среднего класса у нас крайне расплывчаты. Но за 5 последние лет, социологи умудрились описать портрет типичного «креативщика». В России представители креативного класса живут в основном в мегаполисах, их средний возраст от 20 до 45 лет. Это материально благоустроенные люди с высоким уровнем образования. Как правило, они заняты в сфере интеллектуального труда, отличаются высокой интернет-активностью и имеют достаточно свободного времени, которое посвящают образованию или культурному досугу. Данные о доле «креативного класса» разнятся от считанных процентов, если считать принадлежность к творческой специальности обязательной, и до 14%, к коим может отнести себя любой дизайнер, блогер, копирайтер, пиарщик и другие люди неопределенных, но красиво звучащих занятий теперь являют собой интеллектуальную элиту общества.
Был интеллигент, да весь вышел
А вот говорить об интеллигенции, куда традиционно входили ученые, врачи, инженеры, учителя — бессмысленно. Основные функции интеллигенции: просветительская и культурная миссия упразднены за «неликвидностью товара». И те, кто в советское время считались интеллигенцией, теперь такой же народ, живущий на копейки и изредка получающий от государства сахарную косточку. Это больше не лидеры мнения, это обычные чернорабочие, тянущие не страну к звездам, а ярмо до очередной получки.
«У нас была прослойка особая, единственная как прослойка. Не интеллектуалы, потому что интеллектуалы – одиночки. А прослойка – интеллигенция – на всем пространстве страны, – рассуждает народный артист РСФСР, режиссер Сергей Юрский. – Интеллигенция – это была бы смазка между колесами, которые крутятся между этими слоями. И так как смазки не стало, то, я убежден, что эти колеса друг об друга обломаются. Теперь этого слоя нет. Сейчас социальные группы, в основном, различаются не по происхождению, а по количеству денег – то есть, устроенности, – эти в порядке, эти меньше, эти не в порядке».
Однако социологи уверены, что появлению креативного класса в России послужили не экономические, а политические причины. Ведь для многих «креативный класс» после Болотной площади стал синонимом либеральной оппозиции. Именно тогда стало ясно, что на смену интеллигенции с ее мессианскими чувствами и желанием сделать что-то для простых людей пришел новый класс «креативщиков», которые не только еще сильнее оторваны от народа, но и встают к нему в оппозицию. «Сегодняшние «креативщики» — это продукт кредитной накачки, становится неудивительным, что они встали на сторону тех, кто отрицает наше право на наш государственный суверенитет. Даже если они это не понимают и отрицают, это не меняет сути происходящего, – считает публицист, лидер общественной организации «Профсоюз граждан России». Николай Стариков. – Они не работают, они зарабатывают. Они не трудятся – они оказывают услуги. Они не чувствуют себя частью общего русского мира, Родина у них там, где им больше платят. Они гордятся своим знанием английского, не задумываясь о том, что ещё 25 лет назад полмира говорило по-русски. Они гордятся иностранными названиями своих профессий. Они любят отстаивать свои права, но считают нормой избежать своих обязанностей. В общем, их нужно пожалеть потому, что они формировались во времена кривой экономики и во времена кривых отношений и сами они получились такие же… кривые».
Таисия ИЛЬИНА
фото: gazetadaily.com