Home / Статьи / «Продэкспо»: финиш перед стартом?

«Продэкспо»: финиш перед стартом?

Предлагая всяческую снедь, знатная выставка в очередной раз обошла стороной традиционные национальные продукты

Каждая «Продэкспо» (а я слежу за выставкой со дня ее основания)  — это подведение итогов и своеобразный финиш. Но финиш перед стартом – ибо отсюда начинается дорога к нам, потребителям.

Ну, и что мы получили в итоге?

Лично я рассуждаю так: если едут на «Продэкспо», если везут сюда снедь, значит, пищевые заводчики видят расчетливый смысл и пользу от смотра. Себя показать, на других посмотреть – это да, но главное — выверить путем сравнения свою деятельность. Что-то подкорректировать, где-то отпустить тормоза, в чем-то поумерить планы и намерения.

«Клуб ревнителей марки» (созданный «Деловым вторником», он автоматически унаследован «Вторником» новым. – Ред.) не первый год пытается вернуть на прилавки традиционные национальные продукты с историей в сотни, а то и тысячи лет: литой сахар, ржаной хлеб, конфеты «раковые шейки» или консервы с одноименным названием (были и такие!)… Список велик, но для таких продуктов места на выставке не нашлось.

Зато под общей шапкой «Новый каприз» на «Продэкспо» привезли выстроенную линейку ароматного сахара с «оригинальными вкусами» — здесь вам и мята, и апельсин, и лесные ягоды, и даже ликер амаретто… А вот традиционный литой, «головами», сахар вроде бы и не заметили, обошли стороной. Но ведь были времена, когда без литого и чай не чай. Не случайно же везли его в знающий в чае толк Лондон.. Да что там Туманный Альбион — вся Персия, а значит, и Иран предпочитали русский литой всем другим сладостям.

Уточню: сахарную коллекцию «Новый каприз» этапировали на смотр из Санкт-Петербурга — города, в котором когда-то и родился литой, «головной», сахар. Сделал это по велению Петра Первого предприниматель (в нынешней терминологии) Вестов. Так вот, этот «Вестов» (уже как бренд, как фирма)  тоже пожаловал на смотр, но не с благородством литого, а «настоящим кулинарным сахаром». А еще – с  леденцовым белым, с «быстрорастворимым «Капризом» и прочими разновидностями. И как два сладких каприза уживаются в одном городе — ума не приложу. Может, перестать капризничать и заняться русским литым?

Иностранные участники «Продэкспо» привезли десятки своих традиционных национальных продуктов, с вековой историей, с подлинными горделивыми биографиями, с легендами. И с репутацией. Мы ж на этой «Продэкспо» поставили витринку «инновационных продуктов», глаза бы не глядели. Принципиальной новизны в этом собрании нет, как нет и улучшений. Зато отчитались: новации! Инновации! Как же, мол, вся страна встает на инновационный путь, Путин и Медведев держат этот вопрос под контролем.

Тем временем безоглядная «инновационность» (лишь бы угодить) уже начинает приносить свои убытки. В пищевой промышленности – безусловно.

Взять, к примеру, расширяющееся и, я бы сказал, оголтелое применение пальмового масла при производстве различных продуктов – от сыра и творога до печенья. Прежде, помнится, пальмовое масло тоже закупалось, но шло преимущественно на производство мыла и свечей. Но нынешние инноваторы включили калькуляторы, потирая ладошки: это какую же прорву денег мы потеряли, используя настоящее масло, а не пальмовое (оно в 3-4 раза дешевле сливочного). Тут, правда, взбунтовались медики, но их быстро угомонили лукавым действом: на продукции с содержанием пальмового масла (каков именно его процент, вы, впрочем, не узнаете) мелким шрифтиком стали отмечать, что это не творог, а -«творожный продукт». В общем, уродуют подлинность, засоряют обманом и беспардонщиной то, что мы едим. Узнать бы, готовка в кремлевских столовых идет с маслом пальмовым или все же со сливочным? На выяснение этого «секрета» предлагаем направить свою энергию крикунам из оппозиции. А то орут на всю Елоховскую (Болотную, Пушкинскую, Манежную), мастерят лозунги, норовят попасть в кутузку на десять-пятнадцать суток. Делом бы заняться, побороться за нормальную, здоровую еду. Но очень уж это хлопотное, не шумливое, кропотливое дело. Не по плечу (может, и не по уму) забиякам. Да и по телевизору их едва ли покажут — на таком-то поприще…

Или пришли бы на «Продэкспо», поинтересовались, отчего все стенды заставлены водками, коньяками, бренди? Вот одна из новинок, норовящая протиснуться к покупателю, — водка «Три старика». Напиток, если верить аннотации, «очищенный молоком и выполненный в истинных русских традициях», «изготовлен на основе старинных рецептов». Тяпнешь стаканчик – и заплутать недолго: то ли «Три старика», то ли три богатыря…

Другая новация — «Самонагревающиеся банки «для приготовления супа из спаржи». Это, утверждают предлагатели, «находка для настоящих гурманов». Весь ее «секрет» в том, что где-то в утробе посудины есть некий нагревательный элемент. Вам достаточно, следуя инструкции,  перевернуть банку вверх дном, удалить этикетку, надавить, взболтать, «нажать пальцами на кнопку активации», затем подождать и — «откройте, наслаждайтесь». Но при этом имейте в виду заботливое предупреждение производителей: «Осторожно,  температура нагревания может достичь 100 градусов по Цельсию…».

В общем, «Продэкспо» переполнена парадоксами и обыденностями. Но если стряхнуть второстепенности, то очевидна основная забота смотра: разнообразить наш обеденный стол, привести на прилавки магазинов хорошие продукты. Только бы не мешали болтуны и инноваторы.

 

Константин БАРЫКИН|

обозреватель| ведущий рубрики

«Клуб ревнителей марки»

Рейтинг@Mail.ru