Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Четверг, 25 05 2017
Home / Политика / Желание есть! А кораблей и карт – нет…

Желание есть! А кораблей и карт – нет…

Побороться за Арктику России придется не в переносном, а в прямом смысле.

334

В январе 2014 года Министерство обороны РФ заявило о возвращении в Арктику.

«В советские времена там был достаточно серьезный контингент, — говорит первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Николай Федоряк. — Войска защищали от воздушного нападения противника — все трассы стратегических бомбардировщиков США были проложены через Северный полюс… Потом мы только уходили. Начиная даже не с 90-х, а с 80-х».

До сих пор пуски крылатых ракет, которые «простреливают территорию России на всю глубину», могут осуществляться только с арктической территории, говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. С остальных континентов Россию «простреливается только фрагментарно». Поэтому необходимо развертывать военную группировку, чтобы уничтожать вражеские ракеты «на подходе».

Вот только легко сказать – сделать трудно, а то и вовсе невозможно. Некоторые эксперты считают, что России бесполезно соваться в Арктику со своим тощим кошельком. Другие предупреждают, что РФ если и сунется, то окончательно надорвется в финансовом плане: «Нежелательно для России допускать повторения ситуации, как со «звездными войнами» Рейгана, когда вот этот фетиш, эта игрушка привела к перенапряжению и к тому, что экономика СССР оказалась в плачевном состоянии», — замечает генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев.

Но есть у возвращения военного контингента в Арктику и сторонники. Тот же Константин Сивков считает, например, что Россия со своим ледокольным флотом могла бы обеспечить морской путь через Арктику для стран Юго-Восточной Азии, и на этом неплохо заработать. Для того, чтобы заниматься в Арктике подобными проектами, РФ должна воссоздать там хоть какую-то инфраструктуру. А кто может это сделать лучше, чем Шойгу с Минобороны и МЧС, которое готово в любой момент прийти ему на помощь по старой доброй памяти?

Плюс залежи углеводородов и редкоземельных металлов, большинство из которых человечество даже добывать еще не научилось. В один прекрасный день научится, а Россия уже тут как тут, как говорится, «во всеоружии» — с Шойгу, с ледоколами, с флотом, со связью, с портами. Тут можно и самим с добычей подсуетиться, и с других стран за услуги хорошие деньги стричь.

В общем, планов у оптимистов возвращения РФ в Арктику громадье. А пессимисты предупреждают – такой маневр может окончиться военными действиями. И победить в этих военных действиях у России шансов никаких – ведь со стороны противника будет весь блок НАТО. А на стороне России кто? Один батька-Лукашенко с граблями и вилами?

«Почему мы именно сейчас озаботились укреплением военной инфраструктуры в Арктике? – объясняет ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. – Потому что в этом году РФ должна подать доработанную заявку в комиссию ООН по вопросам континентального шельфа. Мы уже в 2001 году подали заявку, по сути — на весь бывший советский арктический сектор. В 2002 году нашу заявку отправили на доработку. А что будет, если и теперь наша заявка будет отвергнута, скажем, из-за противодействия США и Канады? Вот что мы будем делать теперь? Я думаю, один из возможных результатов — самостоятельное провозглашение суверенитета России над бывшим арктическим советским сектором».

Вот для отстаивания этого «самостоятельно провозглашенного суверенитета» и отправляется в холодные края Шойгу с войсками.

Потому что как только «мы сделаем это, у нас возникнут определенные трения с другими  арктическими государствами, которые могут иметь между собой какие угодно противоречия, но они все члены одного общего военного и политического союза – НАТО», добавляет Алексей Фененко.

Трений по Арктике у России и без того вагон и маленькая тележка. Один из больных вопросов — статус северного морского пути. «Мы его объявили вначале национальным достоянием СССР, затем в 1965 году Верховный Совет принял постановление о закрытии ряда портов северного морского пути для других государств. Многие страны активно оспаривают это решение. Например, Швеция при поддержке, естественно, США», — говорит Алексей Фененко.

Шведы утверждают, что это они первыми освоили северный морской путь. Норвежцы доказывают, что первыми были норвежцы, и прежде всего экспедиция Нансена. Одним словом, немало стран уверены в том, что Россия присвоила себе эксклюзивные права на северный морской путь незаконно.

Территориальные претензии к России вынашивают даже США. «Напомню, что у нас граница с США зафиксирована в 1867 году после продажи Аляски, — говорит Алексей Фененко. — Граница проходит через Берингов пролив и теряется в океане. Причем шельфовые зоны Берингова моря не поделены до сих пор».

Не ясен и еще один момент – в 1934 году СССР разделил Чукотское море на две части: на Восточно-Сибирское и собственно Чукотское, провозгласив Восточно-Сибирское море своим внутренним морем. Американцы этот шаг до сих пор не признали.

«Точно также есть проблема с архипелагом де Лонга. Кто открыл? Открыли-то его американцы. И здесь тоже возможны силовые трения и демонстрации», — говорит Алексей Фененко.

Вот только чем закончатся для России эти трения?

«У нас нет ни одного военного корабля, который может осуществлять военные действия в ледовой обстановке, — констатирует Николай Федоряк. — У США и Канады есть такие корабли, даже маленькая Дания уже второй корабль спускает. Давайте посмотрим наши войска и войска НАТО. Если плюс ко всему наступит потепление, войдут авианосцы, подводные лодки, и не только США, но и англичане».

По его словам, американцы сделали глубоководный аппарат и исследуют Арктику, чтобы выдвинуть претензии на арктические территории.

Что в этой ситуации может противопоставить Россия? У нас нет не только аналогичных натовским военных кораблей и глубоководных аппаратов, наподобие американского.

У нас нет даже современной карты! Деньги, которые выделялись на геодезию и картографию, разворованы:

«На сегодня наша служба геодезии и картографии разгромлена абсолютно. Она практически отсутствует, там нет профессионалов среди руководителей. Ее сотрясают постоянные коррупционные скандалы. Гражданской службы нет, а военная была ослаблена в расчете на то, что многие задачи будут решаться гражданской службой», — директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин.

На этом основана возможность (вернее – невозможность) функционирования российских вооруженных сил в условиях Арктики. Да и в других условиях тоже.

Алла ВАСИЛЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru