Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Четверг, 23 03 2017
Home / Статьи / Последняя тайна космоса

Последняя тайна космоса

Почему мы все чаще стали спотыкаться на изрядно истоптанной дорожке?

Похоже, наш премьер решил, наконец, раскрыть нам последнюю тайну космоса. А заодно — и причину тех неудач, которые преследуют специалистов и чиновников, призванных обеспечивать надежное и поступательное движение ракет от поверхности Земли к орбитам.

Но на этой уже изрядно истоптанной дорожке мы спотыкаемся все чаще и чаще. Такое ощущение, будто не в космос летаем, а едем по загородной дороге в глубинке России, где ухабов и рытвин — больше, чем звезд на небе.

Сравнение космических запусков с дорогами России, на мой взгляд, вполне допустимо, ибо известно, чем характеризуется нынешнее состояние страны: дорогами и…чиновниками.

Именно они (и уже давно) определяют судьбы отечественной космонавтики, постоянно ее реформируют, определяют программы на грядущие десятилетия и утверждают довольно нелепые проекты. Причем после каждой аварии выдвигают все новые прожекты, которые год от года становятся все нелепее. Тут уж даже сам Медведев не выдержал, заявив об авариях в космосе вполне определенно: «Терпеть это дальше невозможно».

А раньше, что же, — можно было!? Ведь всего за полтора года мы потеряли не только межпланетную станцию «Фобос-Грунт», но и грузовой корабль «Прогресс», несколько военных и гражданских спутников, в том числе – зарубежных, три аппарата системы «ГЛОНАСС».

Материальные потери огромны, отчего создается впечатление, что наша космическая программа весьма активно работает в убыток, хотя должна приносить немалые доходы, в чем, кстати, нас постоянно убеждают чиновники.

Ложь настолько стала явной, что скрывать правду уже неприлично.

Наказания, которые пообещал вынести на этой неделе премьер, необходимы, но исправить ситуацию они не могут по одной простой причине: на протяжении последних двух десятков лет в нашу космическую индустрию насильно «внедряются» рыночные отношения. А в этой отрасли они могут занимать лишь подсобную роль, главные же задачи должно определять правительство. Оно же, к сожалению, весьма поверхностно судит о ситуации.

Приведу лишь один пример. По длительности работы на орбитах наши спутники значительно уступают американским и европейским. Причина одна: в условиях космической радиации электроника работает ненадежно. Какие бы конкурсы мы ни устраивали, какие бы ведущие зарубежные компании ни привлекали, наилучшие образцы нам не продадут – зачем множить конкурентов!? А сами производить электронику мы уже не способны, так как должного внимания и финансирования эта область техники и науки не получает.

Преувеличиваю? Отнюдь!

Недавно я побывал в Красноярске-26, где познакомился с продукцией знаменитого КБ академика М.Решетнева. Здесь выпускается 80 процентов всех спутников. И на мой вопрос: можно ли обойтись без западной электроники, ответ был однозначен: нет!

На космическую отрасль всегда работали наши лучшие предприятия – от известных машиностроительных заводов до крошечных прикладных институтов и КБ. Теперь их практически нет. Прикладная наука в России перестала существовать, поэтому и падают «Протоны», а спутники молчат, так и не попав на свои орбиты.

Какие выводы напрашиваются из всего сказанного?

Безусловно, можно (и нужно!) наказывать виновных за неудачи и аварии. Но чтобы в этих репрессиях была польза, не следует на них акцентировать всеобщее внимание. Требуется серьезный анализ ситуации в космической отрасли…

 

Владимир ГУБАРЕВ|

научный обозреватель «НВ»|

лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола

 

P. S.

Кстати, я ждал от вице-премьера, отвечающего за космонавтику, хотя бы каких-то предварительных выводов о катастрофе со спутниками и «Протоном». Но в эти дни Дмитрия Олеговича, похоже, больше занимало скандальное выступление Мадонны, чем драма в космосе.

Рейтинг@Mail.ru